В плане замок представляет квадрат со скруглёнными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего двора. Пройдя по Трёхчастному мосту под высокую прямоугольную арку и миновав колоннады по обе стороны от прохода, мы окажемся в этом дворе. Въезжать в него позволялось лишь членам императорского семейства и посланникам. Осмотрев двор, Вы увидите множество вензелей Павла. Такие мы видели на главном фасаде, но во дворе их количество трудно сосчитать.
Восьмиугольная форма двора не случайна. Он напоминает мальтийскую звезду, а ведь Павел не только увлекался идеалами рыцарства, но и следовал им в реальной жизни. После того, как Наполеон захватил Мальту и разгромил мальтийских рыцарей, Павел взял Мальтийский орден под своё покровительство и был провозглашён Гроссмейстером ордена. В замке он планировал принимать посланников ордена, поэтому многое здесь наполнено рыцарской символикой. Восемь лучей мальтийской звезды связывают с восемью языками главных государств феодальной Европы, а также с восемью рыцарскими добродетелями: верой, милосердием, правдой, справедливостью, безгрешием, смирением, искренностью, терпением.
Восьмиконечный крест вы можете увидеть на груди хозяина замка, взглянув на бронзовый памятник, установленный во дворе. Это - один из новых петербургских памятников. Он появился в нашем городе несколько лет назад, после реконструкции замка. Скульптор изобразил императора, чинно восседающего на троне со всеми атрибутами царской власти - в короне, горностаевой мантии, со скипетром и державой в руках. Герцен называл императора "коронованным Дон-Кихотом". Однако, не следует думать, что Павел смотрел на мир сквозь розовые очки или воевал с ветряными мельницами. Он проводил весьма жёсткую внутреннюю политику, "закручивая гайки" дворянству, которое было основной опорой для российской монархии. Конечно, такая политика не могла увенчаться успехом. Довольно скоро против императора созрел заговор. В ночь на 12 марта 1801 года заговорщики ворвались к Императору в спальню и зверски убили его. Сцена убийства вошла в знаменитые отечественные фильмы "Асса" и "Бедный, бедный Павел". По всей видимости, так оно и произошло, Павла задушили выпившие для храбрости гвардейцы. По свидетельствам близких людей, Павел задолго предчувствовал свою гибель. Этими мрачными предчувствиями было наполнено всё время проживания императора в замке. Так, говорят, что в ночь перед убийством он увидел кошмар, в котором на него с такой силой натягивают кафтан, что он кричит от боли. А после ужина, удаляясь в свои покои, Павел якобы произнёс: "Чему быть - того не миновать". Говорят также, что душа последнего романтика не смогла найти покоя, и что с тех пор в опустевшем замке часто видели призрак императора - то мрачно бредущим по коридору, то играющим на флажолете (старинном музыкальном инструменте наподобие флейты), то стоящим со свечой у открытого окна.
Позже замок был передан Инженерному училищу, студенты которого говорили, что встречали ночью в замке человека в ботфортах и треуголке, который грозил им кулаком. Свидетельства о появлении этого человека регистрировали и в советские годы, во время размещения здесь одной из научных организаций. В 1995 году замок перешёл в ведение Русского музея. Его сотрудники не подтверждают слухов о призраке, но и не опровергают их. Как будто бы среди них есть такой обычай - если вдруг без каких-либо на то причин хлопнула дверь или форточка, - следует вежливо поздороваться с государем.