Перед главным фасадом Михайловского замка во время Павла находилась площадь, предназначенная для развода караулов. Она называлась площадью Коннетабля. Название появилось так. Ещё во время своей заграничной поездки, будучи великим князем, Павел посетил принца Конде в его резиденции под Парижем и был поражён ансамблем, посвящённым коннетаблю принца. "Коннетабль" во Франции был высшей военной должностью. После возвращения Павла площадь Коннетабля появилась в Гатчине, а затем - в Петербурге, перед Михайловским замком.
Площадь Павел решил украсить памятником своему великому предку - Петру I. Это - самый первый памятник Петру, который появился ещё при его жизни! Автор проекта - скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Его сын, архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, собирался установить памятник перед одним из фасадов Зимнего дворца. Однако сменились эпохи, и памятник стал "немодным" - слишком уж мерно ступает конь, слишком чинно восседает на нём Пётр в одеянии римского легионера. Екатерининской эпохе нужен был другой памятник, и им стал "Медный всадник", установленный на Сенатской площади. Растреллиевский же Пётр надолго осел в амбаре строительной канцелярии.
Лишь при Павле его торжественно установили перед замком. Надпись "Прадеду - правнук" демонстрирует преемственность между Павлом и Петром. Для Павла этот памятник стал прямой оппозицией Екатерининскому "Медному всаднику". Известно, что между Екатериной и Павлом были очень напряжённые отношения. Павел считал, что мать оттеснила его от законного престола, заняв его место. Долгое время он находился в тени Екатерины, ожидая своей очереди занять место у руля государства. Взойдя на престол, Павел отменил многие законы, принятые Екатериной II, и начал проводить политику, во многом противоположную екатерининской. Павел даже в мелочах пытался пойти наперекор решениям матери. Так, памятник, неугодный Екатерине, пришёлся Павлу по душе, а короткая надпись-посвящение как будто игнорировала царствование Екатерины, выкидывая её из цепочки "прадед-правнук".
Кстати, обратите внимание на орла, украшающего постамент памятника. Двуглавый орёл - традиционный герб российской империи, но здесь мы можем видеть необычное изображение - на груди у него, под московским щитком с Георгием Победоносцем - уже знакомый нам мальтийский крест. Помимо орла постамент памятника украшают два барельефа. Их сюжеты посвящены знаменитым военным победам, одержанным благодаря дарованию Петра - Полтавская битва и морское сражение под Гангутом.
Со вторым барельефом связана одна из петербургских примет. На переднем плане можно увидеть выразительную сцену - спасение утопающего моряка. Считается, что если помочь ему забраться в лодку, слегка подтолкнув за пятку, то он не останется в долгу, послав удачу. Судя по тому, как блестит пятка моряка, помощь он получает регулярно!