Дом на углу Большой и Второй Березовой аллей построен в 1898-1899 годах по проекту архитекторов Владимира Ивановича Чагина и Василия Ивановича Шене для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. Дача Гаусвальд считается первой постройкой, выполненной в стиле "модерн", не только в Петербурге, но и в России. Это был вызов традиционным представлениям в архитектуре. Вместо подчеркнутой фронтальности – наиболее эффектная сторона здания развернута вглубь участка, на скрещение магистралей. Вместо статического равновесия, строгой симметрии форм – их развитие, взаимодействие, переход одного объема в другой. Архитектура дома воплотила многие характерные черты стиля – подчеркнутую асимметрию, изломанные линии портала и крыши. В стиле модерн выполнен фонарь, украшающий главный вход в дом.
Особняк имеет необычно красивый и пластичный силуэт. Фасад оформлен различными материалами: каменные плиты у основания, серый кирпич башни, желтая штукатурка стен и окон. Деревянные элементы придают особняку некоторую сложность и изящество одновременно, оно подчеркивает изогнутые линии и необычный силуэт сооружения. Все это говорит о влиянии неоромантизма. Здание практически лишено острых углов, сглажено, асимметрично, благодаря чему раскрывается со всех точек зрения. Чтобы оценить замысел архитектора, необходимо обойти здание кругом.
Особняк расположен не в центре участка, как это делается обычно, а в северной его части. Участок имеет немного неровный рельеф, он слегка понижается в центральной части и к краю. Архитекторы учли этот нюанс и использовали его и во внешнем виде дома и в его планировке.
Центром является деревянная двухэтажная дача, к которой с одной стороны примыкает одноэтажная деревянная часть с полукруглым порталом. С другой стороны – двухэтажная полукруглая башенка. Вытянутые окошки башенки обращены на север. На южную сторону обращены две террасы, оформленные 4 каменными столбами.
Дом напоминает одновременно и средневековый замок своей круглой, почти что глухой башней из серого камня. Есть в нем что-то от средневековой западной архитектуры, о которой напоминают деревянные переплеты фасадов, и от усадьбы с открытой террасой.
Планировка дома отражает его внешний вид. В северо-западной части дома находятся жилые комнаты, а юго-западная предназначена для служебных и хозяйственных целей, в них можно попасть с улицы, т.к. есть отдельный вход. Прихожая, вестибюль, холл, столовая, спальни и детская располагались по обе стороны от коридора. А две лестницы вели на второй этаж, где располагались комнаты для гостей и кабинет.
В жилых помещениях разноуровневые потолки: у комнат, находящихся на 2-ом этаже и обращенных к югу, потолки значительно выше, чем у северных. Спальные комнаты находятся чуть ниже, чем остальные. Для своего времени это был прогрессивный прием, основанный на воздействии разных объемов на психику человека.
Интересно, что у исследователей порой возникают очень интересные и даже неожиданные ассоциации. Так, угловая башня дачи напоминает "донжоны" (главные башни в европейских феодальных замках), а крыша – соломенную шляпку. Вполне солидный парапет из массивных брусьев как бы ограждает проход из донжона в угловую сторожевую башенку. Кто-то называет весь архитектурный памятник игрой с объёмами, которые где-то выступают, а где-то уходят вглубь. Различной формы мелко расстеклованные окна, балконы и террасы со всех сторон, дымовые трубы над черепичной крышей, обшивка рейками и вагонкой напоминает американские дома-коттеджи.
До 1917 г. в особняке жило все семейство Гаусвальд.
После революции здесь разместилась 3-я детская колония имени А. В. Луначарского. Потом долгие годы здесь находился санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода.
Дача Гаусвальд пользовалась большой популярностью у кинематографистов: почти в каждом втором фильме-оперетте, выпущенном в советские времена на «Ленфильме», можно легко узнать особняк по очень характерной круглой двери. Именно отсюда миссис Айзенштайн провожала в тюрьму своего супруга Генриха Айзенштайна в фильме "Летучая мышь". Здесь же Ян Фрид снял и "Дон Сезар де Базан". Именно перед этой полукруглой дверью "авантюристка", оперная певица и просто красавица Ирэн Адлер появляется впервые перед Холмсом и зрителями в замедленной съемке. А вот и окно, прямо за башенкой, в которое Ватсон бросил дымовую шашку.
В 1990-х годах особняк был продан частной компании. К сожалению, новый владелец не поддерживал особняк в должном состоянии, и поэтому сейчас он уже не вызывает должного восхищения: краска облупилась, отваливается штукатурка, протекает крыша.
Чиновники выявили "угрозу обрушения аварийных конструкций" дачи Гаусвальд: участок, примыкающий к каменной башне, поражен гнилью, с первого этажа до крыши, стропила стоят практически без опоры. Они пишут рекомендации по устранению аварийности. Деревянную часть здания планируется разобрать и сжечь, чтобы затем на этом месте появилась новая постройка.
Дальше по 2-ой Березовой аллее виден большой особняк, построенный в стиле немецких домов. Это - дача А. А. Шварца. Построенная в начале ХХ в., она пришла в упадок. Сейчас это - полностью новодел, созданный в последнее десятилетие из самых современных материалов. Воссозданы только фасады дачи, внутренняя планировка не сохранилась. Сейчас эта "дача" служит жильем для очень богатых людей и вход туда закрыт.