Дом ордена Иезуитов

На чётной стороне канала Грибоедова обратите внимание на дом №8. Это - массивное здание в 3 этажа с колонным портиком в центре. Дом стали строить в начале XIX века по проекту Луиджи Руска. В то время классицизм находился в начале своего расцвета. А для этого стиля характерно выделение центра зданий портиками или колоннадами. Участок земли, на котором велось строительство, сначала принадлежал католической церкви. Чуть дальше по Невскому проспекту был выстроен католический собор Святой Екатерины. А на этом участке планировали разместить церковный причт. Во время правления Павла I и собор, и участок земли перешёл ордену иезуитов.
Иезуиты нашли убежище в России после того, как по всей Европе указом Папы их орден был запрещён. В России указ Папы не был принят. Это дало иезуитам возможность продолжать здесь свою деятельность. Особым расположением они пользовались у императора Павла I. И во многом благодаря одному из руководителей ордена, Гавриилу Груберу. Павел был восхищен скромностью, умом и манерами иезуита настолько, что разрешил ему свободный доступ в свой кабинет в любое время.
Именно Грубер инициировал создание при ордене школы-интерната для детей дворянского происхождения. Строительство началось на участке, который вместе с церковью перешёл ордену. Жизнь самого Грубера трагически оборвалась через несколько лет здесь же. В только что построенном доме при неясных обстоятельствах ночью начался пожар, и Грубер сгорел в своей комнате. Многие современники считали его гибель преднамеренным убийством. После этого влияние иезуитов на общество резко снизилось. Кроме того, венценосный покровитель ордена – император Павел, уже был убит заговорщиками. Новый император, Александр I, не одобрил политику ордена по распространению католицизма среди православных христиан. Например, дети, которые получали образование у иезуитов, часто переходили в католичество, оставляя родную православную веру. Это вызвало резкое неприятие императора. Последовали гонения на иезуитов. В 1815 году собор Св. Екатерины, принадлежащие ему дома и школа-интернат были отобраны у Ордена. А ещё через пять лет всем его представителям было велено покинуть пределы России.
Несмотря на свой достаточно короткий век, иезуитская школа вошла в историю образовательных учреждений Петербурга. Орден во все времена славился своими воспитательными методиками, и поэтому многие аристократы мечтали отдать своих детей именно сюда. Здесь получили образование представители многих знатнейших родов России: Барятинских, Волконских, Вяземских, Голицыных, Одоевских, Строгановых, Шуваловых. Родители Пушкина привезли сына из Москвы, чтобы устроить в эту школу. Только открытие Царскосельского лицея изменило их решение.
Примечательно, что заведение выпустило с десяток будущих декабристов. Система воспитания и обучения у иезуитов строилась на передовых педагогических методиках. Благодаря ей из этих стен вышло поколение людей с подлинно европейским складом ума.
Поэт Пётр Андреевич Вяземский был одним из тех, кто обучался у иезуитов. Вот какое стихотворное свидетельство об этом времени он оставил:
"Там жизни внутренней рассвет наш и начало,
Там оперилась мысль, там чувство чувством стало,
Из просвещенных рук наставников-друзей
Запали в нашу грудь, на жатву поздних дней,
Зародыши добра и любознанья семя.
Счастливые года! Безоблачное время."
После изгнания иезуитов из Петербурга пансион закрыли, а здание перешло Военно-Сиротскому дому. Позже дом стал жилым, каковым и является до сих пор. Что касается ордена иезуитов, то он существует и по сей день. Функции его сегодня менее обширны, чем были в XIX веке. Однако, Орден по-прежнему считается одним из самых влиятельных и богатейших в мире.