Спас-на-Крови (северный фасад)

Вход в храм находится с северной стороны здания. Это необычно для православного храма, ведь обычно вход располагается с запада. Но в данном случае с западной стороны плещутся воды канала.
"Спас-на-Крови" открылся для посещения в конце XX века после долгих лет запустения. История собора складывалась очень непросто. Он строился более 20-ти лет и был освящён в 1907 году. "Спас-на-Крови" находился на государственном содержании и не был приходским храмом. Вход в него осуществлялся по пропускам. А службы велись особые. Они были посвящёны памяти убитого императора Александра II.
Через 10 лет после открытия собора российская монархия рухнула. Пришедшие на смену самодержцам большевики печально известны своим богоборчеством и разрушением церквей. Советская власть постановила взорвать собор. Подрывные работы были запланированы на лето 1941-го года. Однако начавшаяся Вторая Мировая война не позволила этим планам осуществиться. В годы блокады в соборе разместился морг. Сюда свозили погибших горожан. Во время бомбёжки один из вражеских снарядов весом 160 кг угодил в купол и застрял в перекрытиях, не разорвавшись. Так и пролежал он почти двадцать лет. Верхолазы обнаружили его случайно при осмотре купола лишь в 1961-м году! К счастью, снаряд удалось обезвредить и извлечь из перекрытий.
В стенах собора одно время находилась овощная база. Поэтому в народе храм стали называть "Спас-на-картошке". Кстати, знаменитые писатели Ильф и Петров, которые дружили с Зощенко, услышали от него это прозвище Спаса и включили удачное выражение в роман "Золотой Телёнок". Остап Бендер называет так другую, безымянную церковь, в которой также хранится картофель. "У белых башенных ворот провинциального кремля две суровые старухи разговаривали по-французски, жаловались на советскую власть и вспоминали любимых дочерей. Из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый винный запах. Там, как видно, хранился картофель. - Храм спаса на картошке, - негромко сказал пешеход".
Ещё позже собор служил складом декораций Малого оперного театра (ныне Михайловского театра). Советская власть, закрывшая храм-памятник Александру II, увековечила память о его убийцах. В честь террористов Желябова, Перовской и Гриневицкого, которые организовали убийство царя, были названы соседние улицы и мостик. Однако, история всё расставила по своим местам. Ныне улицам вернули исторические названия, а храм отреставрировали и открыли.
Реставрация длилась долго, более 20-ти лет. Вид лесов стал настолько привычным для горожан, что в народе сложилось такое поверье: леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Леса со Спаса сняли летом 1991-го года… Этим же летом Советский Союз перестал существовать.
В конце 90-х годов собор открылся для посетителей. Если у Вас есть время, рекомендуем посетить это уникальное место. Внутреннее убранство "Спаса-на-Крови" поражает воображение. Мозаика полностью покрывает внутренние стены собора. Общая площадь мозаичных полотен внутри здания занимает более шести с половиной тысяч квадратных метров. Это сравнимо с площадью хорошего футбольного поля. Для сравнения – площадь всемирно известной фрески Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане составляет 500 квадратных метров, а работа над ней заняла 4 года кропотливого труда. Внутри "Спаса-на-Крови" нет ни одного живописного изображения. Всё сделано при помощи мозаики. Помимо мозаичных украшений интересно и каменное убранство собора. Здесь были использованы итальянский мрамор, уральская и алтайская яшмы, порфир, орлец. Любопытен и мраморный пол. К сожалению, сейчас он почти полностью закрыт ковровыми дорожками, и лишь в середине можно увидеть небольшой участок.
В храме выделено место гибели Александра II. Оно находится под яшмовой сенью. Это сделано специально, чтобы никто никогда больше не ступил на то место, где пролилась кровь царя. Чтобы включить этот кусок набережной в пространство собора, пришлось разработать необычное инженерное решение. Оценить его можно, подойдя снаружи к западному фасаду Спаса-на-Крови.