Подойдя ближе к главному фасаду дворца, мы сможем оценить то, как досконально разрабатывал Росси свои проекты, продумывая всё до мельчайших деталей, включая внешний декор, фонари, решётки, и даже дверные ручки. Эффектно развёрнутые пандусы служили подъездом к дворцу для карет, доставлявших гостей на балы Марии Фёдоровны, знаменитые на весь Петербург. Ко входу ведет также широкая, многоступенчатая лестница, по бокам которой установлены скульптуры двух львов. Они изготовлены по проекту Росси из чугуна и копируют флорентийских львов с площади Синьории. Надпись на плитах подо львами гласит, что они были изготовлены в 1822 году на Казённом Литейном заводе. Это была первая в городе пара сторожевых львов, отлитая в чугуне. Вскоре после этого у них появилось множество "братьев-близнецов". По предложению Росси пара точно таких же львов украсила Дворцовую пристань. Другую пару этих царственных животных он поместил перед Михайловским дворцом.
Львы Елагина дворца относятся к типу сторожевых. Как правило, таких львов помещали перед входом во дворец, чтобы те охраняли покой его обитателей. Узнать сторожевых львов можно по шару, который они удерживают своими лапами. Если львы ослабят внимание, шары могут укатиться, поэтому эта охрана постоянно на страже. Хотя львы перед Елагиным дворцом походят один на другого и позы их кажутся одинаковыми, при более внимательном осмотре выявляются некоторые различия. Например, один из львов более космат, зато другой оскалился гораздо более свирепо. Кроме того, один из львов более энергично упирается в шар, "утопив" его в основании.
Здание Елагина дворца поднято на высокое основание, напоминающее об угрозе наводнений. Очень красивая легкая ажурная ограда, приподнятая над уровнем террасы, окружает дворец. Пожалуй, нет в Петербурге дворца, в котором была бы такая же гармония между зданием и оградой. Ограде вторят и фонари, недавно воссозданные по проектам Росси.
Внутреннее убранство дворца также достойно внимания - Овальный зал, Голубая и Малиновая гостиные, Фарфоровый кабинет и другие залы оформлены в духе классицизма. Настоящим произведением искусства являются двери дворца, отделанные ценными породами дерева. Дворец Елагина иногда даже называют «дворцом дверей»: их очень много, и во всем дворце не найдешь двух одинаковых.
К сожалению, во время Великой Отечественной войны во дворец попал снаряд, который вызвал сильный пожар. Почти все интерьеры дворца были уничтожены. Разрушенный дворец можно увидеть в самом начале фильма "Небесный тихоход", снятый в 1945 году в Ленинграде.
После войны дворец отреставрировали, восстановив и его внутреннее убранство. Архитекторы собрали вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии была воссоздана отделка внутренних помещений Елагина дворца. Отреставрированный дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла, фарфора, вышивки, а также изделия из дерева и металла.
Сейчас уже ничто не напоминает о военной разрухе. Лишь деревья-старожилы помнят звуки разрывавшихся бомб. Вадим Шефнер в стихотворении "Праздник на Елагином острове" так описывал память о войне:
"Ракеты взлетают над лугом,
Над парком летят наугад.
Смотри, с каким детским испугом
За ними деревья следят.
Как будто сегодня не праздник,
И новый надвинулся бой,
Как будто готовятся к казни,
Не зная вины за собой.
Они улететь бы хотели
От этих веселых зарниц;
Трепещут их зыбкие тени
Крылами испуганных птиц.
Как будто в их памяти тайной
Под взлет карнавальных ракет
Зажегся тревожно-печальный
Военный, не праздничный свет."