Вы стоите в самом начале главной улицы Санкт-Петербурга – Невского проспекта. Позади, за деревьями Александровского сада, виднеется здание Адмиралтейства. Его легко узнать благодаря золотому шпилю. Адмиралтейство выполняло важную на момент основания города функцию – здесь строили корабли. Материалы и всё необходимое доставляли по Неве, однако нужна была и сухопутная дорога.
Вскоре после основания города появился и другой важный объект – Александро-Невский монастырь. Он был назван в честь святого Александра Невского. В XIII веке русский князь Александр Ярославич разбил шведов в битве на Неве и получил прозвище Невский. Православная церковь впоследствии канонизировала князя. Покровительство этого святого было очень важно для основателя Санкт-Петербурга Петра I, которому спустя пять столетий также пришлось воевать со Швецией. Поэтому он и велел заложить на отвоёванных у шведов землях монастырь в честь святого. С обеих точек начали прорубать просеки. Вскоре они соединились, и образовавшаяся дорога стала называться Большой Перспективной дорогой. Позже по названию монастыря проспект получил своё современное имя – Невский.
От Адмиралтейства до Мойки проходит самая узкая его часть. Такая ширина сохранилась от планировки, сделанной ещё в XVIII веке. Глядя на дома, стоящие вдоль проспекта, вы наверняка обратите внимание на то, что их фасады плотно примыкают друг к другу, между ними не остаётся ни сантиметра пространства. Именно этот градостроительный принцип позволил Невскому проспекту приобрести свой стройный вид. Он получил распространение ещё при Петре I, который требовал, чтобы застройка улиц велась по одной, так называемой, "красной" линии. От нее нельзя было отступать ни назад, ни вперёд.
Правая – нечётная – сторона проспекта неофициально была названа теневой, а чётная левая – солнечной. Солнечная сторона во все времена считалась популярным местом для прогулок. Видимо, поэтому на ней расположились большинство магазинов и банков. Дворцы, по странному стечению обстоятельств, наоборот оказались на теневой стороне.
Первый дом по солнечной стороне Невского составляет одно целое со зданием Главного штаба на Дворцовой площади. Это было сделано специально, чтобы объединить в архитектурный ансамбль начало Невского проспекта и Дворцовую площадь.
Дом не всегда принадлежал Главному штабу. Он строился для Вольного экономического общества, которое занималось изучением проблем русского земледелия и условий хозяйственной жизни страны. Вольным оно называлось потому, что формально не зависело от правительства и государственных чиновников. Это была первая в Российской империи общественная организация. Позже общество переехало в другое место, а здание было отдано под нужды Главного штаба.
Напротив этого светлого здания на нечетной стороне возвышается его "антипод" – массивный дом из тёмно-серого камня под номером один. Ему выпала честь открывать панораму Невского проспекта, хотя внешний вид строения не слишком соответствует данной роли. Этот дом с расплывчатым силуэтом как будто сдавливает горловину проспекта, резко контрастируя с окружающими зданиями. Он появился на месте прежней постройки в начале XX века. Дом строили для коммерческого банка. В то время банки занимали основное место среди общественных зданий. Проектируя здания банков, архитекторы стремились передать ощущения надежности и стабильности, и для этого часто отказывались от стилистического единства с соседними постройками и зданиями напротив. Кстати, банки любят арендовать помещения в этом доме и сейчас.
Далее за этим зданием следует череда доходных домов, не особо примечательных своим внешним видом. Всё дело в том, что основной задачей таких домов было принесение владельцам дохода за счёт аренды помещений, прежде всего, здесь ценилась функциональность, а декоративные детали зачастую уходили на второй план.