На чётной стороне под №8 и №10 можно увидеть самые старые дома на Невском проспекте. Они были построены по типовому проекту архитектора Алексея Квасова в 60-х годах XVIII века, во время царствования Екатерины II. Квасов играл ведущую роль в Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и работал над генеральным планом застройки города. Он разработал ряд требований, одним из которых была застройка "единым фасадом". Членения фасадов должны были быть едиными, цоколи, карнизы и окна – примерно одинаковой высоты.
Напротив Вы видите створ улицы под названием "Малая Морская". Так и хочется спросить: "Где же здесь море?" В народе даже бытует каламбур: "По Морской я проскакал, только моря не видал". На самом деле название улицы напоминает о том, что в начале XVIII века на этом месте располагалась Морская слобода. Здесь жили моряки и рабочие Адмиралтейства. На месте домов №8 и №10 по Невскому проспекту располагался Морской рынок, на котором торговали не только съестным, но и дровами. Учитывая, что почти все дома в слободе были деревянными, это было крайне пожароопасно. В 30-х годах XVIII века в слободе случилось два страшных пожара, которые почти полностью уничтожили её застройку. Тогда-то и была учреждена Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга под руководством Квасова. Комиссия запретила деревянные постройки, а Квасов разработал ряд типовых каменных домов, которые и были возведены на месте бывшей слободы и рынка. Дома №8 и №10 сохранились с тех пор практически в неизменном виде, в отличие от многих других, перестроенных позже.
Обратите внимание на монументальное серое здание, облицованное гранитом, на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы. Своим внешним видом дом похож на итальянское палаццо. Архитектор Марьян Перетяткович был большим поклонником итальянской архитектуры. Многие детали его проекта отсылают нас к эпохе Возрождения: и сдвоенные арочные окна, и ряды арок на первом этаже, и отделка не оштукатуренным гранитом. Многим дом напомнил палаццо Дожей в Венеции. Журналисты сразу окрестили его "денежным палаццо", так как здание специально строилось для банка. Тогда, в начале XX века, в Петербурге бурно развивалось банковское дело, и здания для банков возводились повсеместно. Несколько таких зданий расположились на Невском проспекте. Как правило, все они выделяются на фоне соседней застройки. Это делалось специально – чтобы выделить банк, показать его состоятельность и богатство. Наверху в свитке под головой льва можно рассмотреть монограмму владельца банка по фамилии Вавельберг. По легенде, принимая здание у строителей, банкир остался доволен всем, кроме таблички на двери. Там было написано "Толкать от себя", а это не соответствовало жизненным принципам хозяина. Он попросил переделать дверь и указать на табличке: "Тянуть к себе".