Дом №18 по Невскому проспекту оформлен в строгом классическом стиле, его основным украшением являются оригинальные четырех-колонные лоджии. Но если с точки зрения архитектуры это здание не особенно примечательно – его история, связанная с именами, известными всему миру, гораздо интереснее. Этот участок земли относился к Морской слободе, его занимал дом выходца из Голландии, знаменитого адмирала Корнелия Крюйса, который одним из первых перешёл на русскую службу. Во второй половине XVIII века хозяином участка стал купец Нейман, заказавший строительство каменного здания. Панно с жезлом Гермеса как символ купеческого дела появилось на фасаде особняка позже, когда его владельцем стал купец Котомин – человек с удивительной судьбой. Он был крепостным крестьянином, но редкая предприимчивость помогла ему накопить денег не только на покупку вольной, но и на приобретение дома в центре города. Кстати, домом на противоположной стороне Невского проспекта владел князь Куракин, чьим крепостным до этого был Котомин.
Связан дом №18 и с другим купеческим родом – знаменитыми братьями Елисеевыми. Бывшие крепостные, они, получив вольную, арендовали свою первую лавку в доме Котомина, со временем став богатейшим российским семейством.
Колонные лоджии, на которые прежде всего обращаешь внимание, глядя на здание, были устроены в начале XIX века, во время перестройки дома. Над той лоджией, что ближе к Мойке, можно увидеть вывеску "Вольф и Беранже". Она напоминает о знаменитой кондитерской, что размещалась здесь в пушкинские времена. Вольф и Беранже были выходцами из Швейцарии, а эта страна, как известно, славится своими кондитерами. Журналисты называли это заведение храмом лакомства. В кондитерской можно было купить самые экзотические сласти: сахарные корзинки, фигурки животных из шоколада и целые замки из леденцов и карамели. Сюда заходили выпить горячего шоколада, прочесть свежие газеты, которые владельцы специально выписывали для привлечения посетителей. Неудивительно, что кондитерская была популярнейшим местом у петербургской публики, в особенности – у литераторов.
Поэт Александр Сергеевич Пушкин жил в двух шагах отсюда. Именно в кондитерской Вольфа и Беранже он встретился со своим секундантом 27 января 1837 года, чтобы затем отправиться на роковую дуэль. По воспоминаниям секунданта, Пушкин выпил лимонаду и внешне выглядел спокойным и даже весёлым. Через день поэт скончался от смертельного ранения, полученного на дуэли. Несколькими днями позже у Вольфа и Беранже впервые прозвучало стихотворение "Смерть поэта" тогда никому еще не известного Михаила Лермонтова. Оно стало пощёчиной светскому обществу, которое Лермонтов называл истинным виновником гибели Пушкина:
"Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?"
За это стихотворение Лермонтов был сослан в армию на Кавказ.
Чуть позже, в конце сороковых годов XIX века именно в этой кондитерской начинающий русский писатель Федор Достоевский случайно, за чтением газеты, познакомился с Петрашевским, а позже стал членом его литературного кружка. В кружке обсуждались наболевшие вопросы о безнаказанности российских чиновников, об уродливости крепостного права. Император усмотрел в этих разговорах призыв к бунту. В результате было заведено сыскное дело, в котором оказался замешан практически весь цвет русской интеллигенции. Достоевский был приговорён к четырём годам каторги. На тот момент ему было всего 28 лет. Однако первоначальный приговор был ещё более жестоким – смертная казнь. И лишь на плацу, в самый последний момент, после команды "К заряду!" осуждённые были помилованы, расстрел заменили каторгой.
Позже на месте кондитерской открылся немецкий ресторан Лейнера. Он славился своим мюнхенским пивом и тем, что здесь любили бывать люди "свободных профессий" - литераторы, театралы и музыканты. Был среди них и знаменитый оперный певец Фёдор Шаляпин. Как писал он в своих мемуарах, частое посещение этого ресторана создало в публике легенду о его непробудном пьянстве.
Это место сыграло роковую роль и в жизни ещё одного великого человека, композитора Петра Ильича Чайковского. Он снискал мировую славу прежде всего своими балетами "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Спящая красавица". Впрочем, также широко известны его оперы и симфонии. Чайковский посетил ресторан Лейнера после успешной премьеры Шестой симфонии. Говорили, будто после ужина Чайковский попросил стакан воды, но кипячёной не оказалось, и композитор пил сырую воду. А через несколько дней скончался от холеры. Впрочем, многие исследователи оспаривают вероятность заразиться холерой в столь фешенебельном ресторане.
Сейчас в бывшем доме Котомина открыто кафе "Литературное", где проводятся поэтические чтения, даются концерты классической музыки. Гостей встречает сам Александр Сергеевич Пушкин – он изображен сидящим за столом у окна при свете свечи. В меню представлены любимые блюда поэта.
Напротив, на чётной стороне Невского проспекта, можно увидеть здание, отделанное розовой штукатуркой, на фоне которой ярко выделяются белые колонны. Из-за них этот бывший особняк часто называют "Дом с колоннами". Хозяином особняка в XVIII веке был генерал Чичерин, начальник городской полиции Петербурга. Он служил исправно, пока не разразилось страшное наводнение, ставшее причиной гибели многих горожан. Императрица Екатерина Вторая сочла, что полиция могла бы сделать больше для спасения граждан, чем было произведено, а Чичерину следовало бы быть более распорядительным. Генерал получил отставку.
Позже домом владел князь Куракин, у которого на скромной должности секретаря начинал свою карьеру молодой Михаил Сперанский. Позже ему удалось сделать головокружительную карьеру, став личным секретарём и советником императора Александра I. А Наполеон говорил, что не пожалел бы за такого советника отдать любое княжество Европы.
На первом этаже со стороны реки Мойки в Доме с колоннами размещался французский ресторан, открытый выходцем из Франции Пьером Талоном. Как тогда было принято, ресторан носил имя своего владельца. Пушкин был здесь частым гостем и описал ресторан в одном из своих произведений. Именно сюда поэт отправляет главного героя романа "Евгений Онегин":
"К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым..."
Позже владельцем дома стал купец по фамилии Перетц, сделавший состояние на продаже соли. В городе ходила шутка о том, что где соль, там и Перетц.
Во второй половине XIX века хозяевами дома стали купцы Елисеевы. Сохранилась легенда, будто в революцию 1917 года они замуровали своё серебро в стенах дома. Говорят, этот клад искали, выстукивая кирпичи, следующие обитатели дома – голодные литераторы Петрограда. Такое имя получил Петербург с началом Первой Мировой войны, когда всё немецкое, в том числе и имя "Петербург" резало слух.
Первая Мировая война осложнила экономическое положение России и стала одной из причин революции 1917 года. После неё в России началась затяжная гражданская война. В городе прекратили работу многие предприятия, царил голод. Чтобы хоть как-то поддержать петроградскую интеллигенцию, была создана организация под названием "Дом Искусств", или сокращённо – ДИСК. Дом Искусств стал центром литературной жизни Петрограда. Здесь читались лекции и доклады, работали творческие мастерские, где нередко кипели бурные споры.
Многие литераторы постоянно жили в ДИСКе – Осип Мандельштам, например, или Николай Гумилев. До последних дней здесь работал Александр Блок, а Александр Грин написал свои знаменитые "Алые аруса". Одна из обитательниц этого дома Ольга Форш описала искромётную жизнь писательской коммуны в романе "Сумасшедший корабль". Название объясняют строки из романа: "Быт упростился до первозданности, и жизнь приобрела фантастические очертания. Обитателям уже казалось, что дом этот вовсе не дом, а куда-то несущийся корабль".
Позже в здании размещался кинотеатр "Баррикада". Он не прекращал работу даже в годы блокады. К сожалению, кинотеатр, как и раньше Дом Искусств, был закрыт.