Сразу же за Зелёным мостом на чётной стороне Невского проспекта стоит серое здание, которое занимает целый квартал. Купол и фронтон, украшенный фигурами ангелов - теперь только эти признаки напоминают о том, что когда-то в доме располагалась голландская церковь.
С первых лет существования Петербург был связан с Голландией. Эта страна настолько поразила царя Петра I во время его заграничной поездки, что он решил строить свой новый город по "голландскому" образу и подобию. Голландцы были искусными корабелами, инженерами и торговцами, а такие люди были нужны молодому Петербургу, поэтому Пётр активно приглашал их на службу. Многие из них оставили заметный след в истории города. Например, знаменитый адмирал Корнелий Крюйс, садовник Ян Роозен, создавший Летний Сад, Ван Болес, строитель шпилей Адмиралтейства и Петропавловского собора.
Центром, объединявшим голландскую общину, являлась церковь. Для ее постройки община приобрела этот участок земли за Мойкой на Невском проспекте. В то время инославные храмы запрещалось строить в центре города, а граница центра проходила по реке Мойке.
В первой половине XIX века на месте старых обветшавших строений был построен внушительный дом в классическом стиле. Этот образец позднего классицизма дошел до нас в практически неизменном виде. В доме расположилась не только церковь, но и магазины, и школа. Многие помещения сдавались в аренду, благодаря чему появились художественный салон, книжный магазин и библиотека. В советские годы церковь была закрыта. В зале с хорошей акустикой репетировали театральные труппы. Великолепный орган был перевезён в Капеллу, где и находится до сих пор. Почти сто лет здание занимал Дом военной книги – первый магазин военной литературы в России. Сейчас здесь размещается библиотека и выставочные залы.
На противоположной стороне возвышается помпезное барочное здание. На ярко-розовом фасаде – белоснежные колонны и лепнина. Пышное убранство подсказывает, что это - дворец. Над воротами мы видим герб знатного рода Строгановых – два соболя удерживают центральный щит. Строгановы владели огромными территориями в Сибири и разбогатели на торговле сибирскими мехами.
На фасаде среди прочих элементов декора можно увидеть медальоны с мужским профилем. Можно только гадать, чей это портрет – первого владельца дворца Сергея Строганова или архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, по чьему проекту велось строительство. Строгановы были настолько богаты, что могли заказать проект придворному архитектору, который обычно работал только над государственными заказами, и позволить себе немалые траты на строительство и пышный декор здания в стиле барокко. Стоит сказать, что Строгановский дворец — практически единственное здание на Невском проспекте, внешний облик которого сохранился почти неизменным до наших дней. А убранство Большого танцевального зала дворца – единственный в Петербурге интерьер, сохранившийся в том виде, в котором он был задуман Растрелли. Сейчас в Строгановском дворце находится филиал Русского музея.
Самым известным владельцем дворца стал единственный сын Сергея Строганова – Александр. Он прославился как высокообразованный и щедрый меценат. Александр Сергеевич Строганов был директором Публичной библиотеки и президентом Российской Академии художеств. Дворец при нём называли приютом муз – здесь часто бывали люди искусства. Строганов устраивал пышные благотворительные обеды, посетить которые мог любой прилично одетый горожанин. Граф придумал блюдо, которое и теперь часто готовят – "Бефстроганов". Мелкие кусочки мяса, тушёные в сметане, легче было разделить на множество порций, чтобы накормить всех гостей. Обеды проходили во внутреннем парадном дворике.
В подворотне можно увидеть чугунные столбики с масками львов. Когда-то они служили частью ограды канала, который был прорыт у дворца, а позже засыпан. Но самое интересное ждет вас внутри двора. Справа у подъезда притаилась пара загадочных сфинксов работы петербургского скульптора, имя которого осталось неизвестным. Это - первые сфинксы, появившиеся в Петербурге.