Глядя на скромное двухэтажное здание, трудно догадаться о его первоначальном назначении. А ведь когда-то здесь располагалась французская реформатская церковь. Построенная на этом месте в XVIII веке деревянная церковь просуществовала три десятилетия. Пожары в Петербурге в те годы случались часто – церковное строение, как и многие другие, сгорело. Каменное здание французско-немецкой реформатской церкви возводилось на пожертвования, и было таким же скромным, как и деревянное. Его скромный облик объясняется тем, что реформатское учение весьма сдержанно относится к пластическим искусствам. От соседних строений храм отличался только высокими арочными окнами и крестом на крыше.
Реформаты занимали второе по численности место среди протестантов, живших в Петербурге. Больше всего среди них было французских реформатов, которых часто также называют гугенотами. По приглашению Петра I они активно переселялись в Россию после отмены Людовиком XIV Нантского эдикта, который гарантировал им свободу вероисповедания.
Поначалу церковь была французско-немецкой. Службы велись по очереди на двух языках. Французы считались основателями реформатской общины, поэтому французские службы шли первыми и часто затягивались, что выводило из себя пунктуальных немцев. Со временем немецкой реформатской общине удалось получить отдельный участок для строительства храма, а эта церковь осталась французской.
В советское время церковь была упразднена, а в здании обосновался Ленинградский союз воинствующих безбожников. Затем здесь разместился шахматный клуб, считавшийся старейшим. Его членами были великие шахматисты Михаил Ботвинник и Анатолий Карпов. Он располагается здесь и сегодня.
Большая Конюшенная, №25 – знаковый адрес для многих поколений петербуржцев. Открыв невзрачную дверь под вывеской "Пышки", вы с удивлением можете обнаружить довольно длинную очередь. Оказывается, за этой незаметной дверью скрывается поистине культовое место. Пышечная сохранилась здесь с советских времён. Кофе с молоком готовится в алюминиевом чане по старому советскому рецепту. Пышки пекутся на оборудовании советского образца по рецепту, которому не менее 50-ти лет. Советуем вам задержаться в этом заведении из минувшей эпохи, угоститься пышками, густо обсыпанными сахарной пудрой, "бочковым" кофе и оценить советский сервис.
Надпись в окне гласит, что пышечная открылась в 1958 году. Тогда Большая Конюшенная носила другое название – улица Желябова. В советское время её переименовали в честь члена организации "Народная воля", готовившего убийство императора Александра II. Соседнюю Малую Конюшенную улицу назвали в честь Софьи Перовской, которая осуществила задуманное после ареста Желябова. В 90-е годы прошлого века улицам вернули их исторические названия.