С Малой Конюшенной улицы открывается прекрасный вид на Казанский собор. Возвышаясь на противоположной стороне Невского проспекта, он как будто бы раскинул свою колоннаду для приветственного объятия. Когда-то на его месте стояла маленькая церковь Рождества Богородицы. Из-за этого Малая Конюшенная первоначально называлась "Рождественской". Но когда на месте обветшавшей церквушки вырос величественный каменный Казанский собор, имя улицы сменили.
В советские годы улицу снова переименовали – на этот раз в честь Софьи Перовской, участвовавшей в покушении на Александра Второго, которое произошло неподалёку отсюда. В конце XX века улице вернули название Малая Конюшенная, а также приняли решение превратить её в пешеходную зону. Она стала первой полностью пешеходной улицей в центре Петербурга. Вымощенная гранитными плитами, украшенная цветочными клумбами и стильными фонарями, Малая Конюшенная была признана самой красивой пешеходной улицей России.
В конце XX века здесь установили памятник Николаю Васильевичу Гоголю – великому русскому и украинскому писателю, чья личность по сей день остаётся таинственной и мистической. До сих пор неизвестно, почему он сжёг второй том своего романа "Мёртвые души" и почему никогда не был женат. А самая большая загадка – история его душевной болезни и смерти. Гоголя часто называют "русским Гофманом", ощущение бездны и космического ужаса всегда присутствовало в его жизни и творчестве. Таинственность личности писателя и стремился передать скульптор.
Биография Гоголя никак не связана с Малой Конюшенной улицей, но известно, что он, бывая в Петербурге, очень хотел поселиться на Невском проспекте. Известны его слова: "Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все". Однако, материальное положение писателя не позволяло это сделать. Лишь однажды ему удалось пожить несколько дней на Невском в квартире у приятеля. Теперь Гоголь в плаще с поднятым воротником смотрит на Невский проспект и словно говорит: "...О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!" Это - строки из его повести "Невский проспект", в которой главная столичная улица изображена полной контрастов и противоречий – великолепный и одновременно фальшивый гоголевский Невский проспект.