С южной стороны к Екатерининскому дворцу примыкает комплекс сооружений, который как бы обозначает границу между регулярной и пейзажной частью. Он возник во время правления Екатерины Великой - третьей по счету после Екатерины I и Елизаветы Петровны владелицы дворца.
Мода на пышное барокко к тому времени прошла, его сменили строгие классические формы. Как известно, классицизм опирается на античное наследие. И Екатерина Вторая замыслила выстроить в своей летней резиденции сооружение в греко-римском стиле.
Когда мы говорим об архитектуре Древнего Рима, мы не можем не вспомнить о римских термах, то есть банях. Их и захотела видеть в парке императрица. Для воплощения проекта был приглашен шотландец по имени Чарльз Камерон, который получил известность благодаря своей книге о термах древних римлян. Результатом его работы в Царском Селе стал целый комплекс построек, который принято условно называть «термами Камерона».
К ним относятся и Холодные бани, и Агатовые комнаты, которые находятся перед вами. Помещения для купания, то есть «Холодные бани» располагались на первом этаже, а комнаты для отдыха и развлечений – так называемые «Агатовые комнаты» – на втором. Оба названия могут показаться весьма странными. Как баня может быть холодной? И почему комнаты, в убранстве которых нет ни одного агата, названы Агатовыми?
Понятие «холодные бани» должно было заменить слово «термы». Термы Древнего Рима отличались от традиционной русской бани. Это был целый комплекс помещений, у каждого из которых была своя функция.
Однако Екатерина II приказала включить в анфиладу комнат и русскую парную. Шотландец Камерон не имел представления о том, как она устроена, поэтому к работе подключился русский архитектор Василий Иванович Неёлов. Путь следования по термам Камерона подчинялся сложившемуся в древнеримской практике закону постепенного снижения температуры от помещения к помещению — от русской парной к Купальной комнате.
На втором этаже Камерон расположил шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений, которые получили название «Агатовые комнаты». В их оформлении действительно нет ни одного агата, они облицованы уральской яшмой. Для убранства комнат было использовано 25 тонн этого камня. Из-за красного цвета и белых прожилок эта порода очень напоминала сырую говядину «в разрезе», за это ее окрестили «мясным агатом».
Рекомендуем Вам оценить этот памятник русского камнерезного искусства, осмотрев постройку изнутри.