Расположенная на склоне холма галерея, обращенная к Большому пруду, привлекает внимание, прежде всего, благодаря монументальной лестнице. Лестница крайне проста в своем исполнении, но в этой простоте и есть ключ к ее притягательности. Пожалуй, это самое часто фотографируемое место во всем Екатерининском парке.
Стройность и простота – дань господствовавшему в то время классическому стилю с его подражанием античности. И грубый природный камень, которым облицован первый этаж галереи, выбран неслучайно. Камень добывался в местечке Пудость и по своим качествам и внешнему виду напоминал римский травертин, широко использовавшийся в римских античных постройках.
По серым каменным ступеням можно подняться к мощным бронзовым изваяниям Геркулеса и Флоры, а затем еще выше - к белоснежной колоннаде, откуда открывается прекрасный вид на Большой пруд и пейзажную часть парка. Между первым и вторым этажами постройки намеренно создан яркий контраст – грубый и тяжеловесный первый этаж и как будто парящая в воздухе белоснежная колоннада. Это место было создано Камероном для прогулок и философских размышлений императрицы.
Камерон блестяще использовал природный холм. Поднимаясь на галерею, человек как бы поднимается над суетой и обыденностью. Бюсты великих ученых, политиков и мыслителей дополняют эту идею смыслом. Екатерина сама подбирала бюсты для украшения галереи. Здесь можно встретить и Цицерона, и Платона, и Овидия, и, конечно же, Сенеку. Именно ему принадлежит любимое императрицей выражение: «Только мудрец умеет быть царем».
С другой стороны галереи располагается висячий сад, который возник здесь из-за стремления Екатерины подражать античным образцам. Императрицу часто называли «Северной Семирамидой», сравнивая ее с правительницей Ассирии, создавшей висячие сады в Вавилоне.
Над созданием сада трудились садовый мастер по имени Джон Буш, и, конечно, Чарльз Камерон, который спроектировал мощные каменные своды. Они поддерживают террасу с садом. Сотрудничество этих двух художников любопытно еще и тем, что они породнились - Камерон женился на дочери Буша.
Александр Пушкин часто гулял в парке, будучи лицеистом, и уделил большое внимание его описанию в одном из своих первых стихотворений, «Воспоминания в Царском Селе». В этом стихотворении он упомянул и Камеронову галерею, и саму Екатерину II, сравнив ее с Минервой:
"А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?"
Минерва – античная богиня мудрости. Екатерину II часто именовали российской Минервой, имея в виду ее острый аналитический ум и способности к управлению государством.
После создания галереи и сада государыня поручила Камерону соорудить пандус, по которому можно прямо из Висячего сада попасть в другую часть Екатерининского парка. Архитектор создал пандус на семи постепенно понижающихся сводах.