Большой пруд — одно из самых романтических мест Екатерининского парка и смысловой центр его пейзажной части. Глядя на него, сложно представить, что это творение человеческих рук. Водоемы в пейзажных парках стремились устраивать так, чтобы они максимально походили на природный ландшафт.
На самом деле соотношение между открытым пространством пруда и массами зелени вокруг было строго продумано архитекторами и садовниками, которые работали над созданием ансамбля. Особенно живописны берега пруда осенью, когда каждое дерево приобретает свою окраску. Все это – не чудо природы, а результат кропотливой работы садовников. Английский писатель Джозеф Аддисон так написал об этом принципе: "Искусство прекрасно, когда оно кажется природой, а природа удачна, когда искусство подчеркивает ее незаметно".
Когда-то Большой пруд был гораздо меньше и имел четкую геометрическую форму, но с обустройством пейзажной части парка его очертания изменились, а площадь увеличилась. Живописные виды, которые открывались с берегов пруда, оказали влияние и на юного Пушкина, на становление его как поэта, воспитав в нем чувство прекрасного. В своем знаменитом романе "Евгений Онегин" он написал об этом так:
"В те дни в таинственных долинах
Весной при кликах лебединых
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне…"
В центре пруда был устроен искусственный остров, на котором соорудили нарядный павильон. Он получил название "Зал на острову". Павильон скрыт от любопытных глаз в небольшой рощице. Он предназначался для отдыха во время увеселительных прогулок на лодках. Сейчас до "Зала на острову" можно добраться при помощи паромной переправы.