На небольшом мысе в этой части Большого пруда располагается довольно странный на первый взгляд павильон. Стройный минарет с полумесяцем на тонком шпиле, восточные орнаменты на золоченом куполе, вход в виде ниши-михраба – все говорит о том, что перед нами мечеть. Мечеть взята за основу постройки неслучайно, ведь павильон был задуман как мемориал, посвященный русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Войны России и Турции шли очень часто, особенно в XVIII и XIX веках. Они занимали большое место во внешней политике России в XVIII веке и позволили получить такие территории как современные Краснодарский край и Крым.
Тогда в парке и возникли первые военные мемориалы: это и Чесменская колонна, и Кагульский обелиск, и Башня-руина. Они установлены по велению Екатерины Второй и должны были напоминать о славных победах над Османской империей, как тогда называлась Турция.
Внук Екатерины, Николай I, решил возобновить традицию и распорядился о постройке этого павильона. Сооружение должно было напоминать о полной победе России над Турцией в 1829 году. Строительство велось уже в середине XIX века, в преддверии новой войны, в которую собирался вступить Николай.
Эта война, известная в истории под названием Крымская, стала крайне неудачной как для России в целом, так и для императора в частности. Он скончался в Евпатории от воспаления легких, но существует версия о его самоубийстве под влиянием дурных известий о ходе войны.
Но вернемся к павильону на берегу пруда. Оформленный внешне как мечеть, внутри он представлял собой хаммам, то есть турецкую баню. Пусть вас не смущает такое сочетание – ведь и османы часто устраивали свои хаммамы в иноверческих храмах.
Правда, данный павильон никогда не использовался по прямому назначению. Он сразу строился без отопления и служил только местом отдыха и украшением этой части парка.
Внутренние помещения были отделаны в восточном стиле. Для этого использовали подлинные детали отделки хаммама в гареме турецкого города Адрианополя, привезенные в качестве трофеев. Турецкая баня стала последней постройкой в Екатерининском парке. Ее причудливый силуэт прекрасно завершил формирование ансамбля, в котором можно встретить различные архитектурные стилизации.