Эрмитаж

Перед Вами – небольшой парковый павильон под названием «Эрмитаж». Такие павильоны были не редкостью для XVIII века. Эрмитаж есть и в Петергофе, и самый знаменитый российский музей называется именно так. «Эрмитаж» переводится с французского как «уголок отшельника». Такие павильоны предназначались для отдыха императора в кругу самых приближенных к нему лиц.
Назначение павильона подчеркнуто и его расположением в парке: он скрыт в зелени деревьев и окружен каналом. Когда-то на этом месте произрастала роща, которую называли Дикой. При Елизавете Петровне она была преобразована в Эрмитажную рощу с регулярной планировкой. Прямая аллея соединяет павильон с Большим Дворцом.
На единство дворца и Эрмитажа указывает не только аллея, но и стиль оформления. Павильон напоминает раззолоченную шкатулку. И цветовое решение, и богатство пластического декора – все это делает Эрмитаж как бы отголоском дворца. Стены павильона такие же ярко-лазоревые, как и стены дворца. На фоне стен так же ослепительно белеют колонны и лепнина. А позолота придает постройке еще более праздничный вид.
Это неслучайно, ведь Эрмитаж строился для Елизаветы Петровны, а жизнь этой императрицы была чередой нескончаемых праздников и беззаботного веселья. Павильон начали строить по проекту Михаила Земцова, но окончательный вид ему придал Растрелли, любимый архитектор Елизаветы, который исполнял любые ее прихоти. Он в совершенстве выразил всю идеологию ее времени и правления. Здесь не найти гладких поверхностей, повсюду маскароны, гирлянды, раковины, атланты и амуры.
Павильон украшен барельефами из гипса, на которых изображены игры амуров. Тематика барельефов как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Павильон удивлял не только снаружи, но и внутри. Интерьеры были отделаны так же роскошно, как и парадные залы Большого дворца. Гостей поражали не только богатство отделки, но и технические новшества. Так, на второй этаж поднимались при помощи специальных кресел–канапе - прообразах современного лифта.
Был в Эрмитаже и подъемный стол. Чтобы уединение было полным, на ужинах не было даже прислуги. Все угощения поднимались на второй этаж на этом столе, а затем также неожиданно исчезали. Тогда помещение преобразовывалось в зал для танцев. Механизм подъемного стола обслуживало 12 человек. Их задачей было не только поднимать стол, но и ни в коем случае не попадаться на глаза гостям, чтобы не нарушать атмосферу «уголка отшельника».
Сейчас павильон полностью отреставрирован, и можно попасть на экскурсию с демонстрацией подъемного стола.