Большой дворец – истинная жемчужина Петергофа. Он протянулся почти на 300 метров в длину вдоль природной террасы, выступая в качестве связующего звена между Верхним и Нижним парками.
Фасад дворца со стороны Верхнего парка лаконичен и сдержан. Его четко прописанные линии хорошо сочетаются с разлинованным ландшафтом, геометрическими цветниками и зеркальными бассейнами.
Совсем другое впечатление производит фасад, который обращен к морю. Эта сторона дворца поражает необычайной пышностью. Здесь все ликует, блестит и торжествует, призывая окунуться в праздник жизни.
Позолоченные элементы декора дворца перекликаются с золотом фонтанов Большого Каскада. А если посмотреть на дворец снизу, от фонтана «Самсон», то он и вовсе покажется как бы парящим над землей. Обилие скульптурного декора и позолоты напоминает о «золотых» страницах жизни летней императорской резиденции: о торжественных посольских приемах, балах и маскарадах.
Дворец приобрел этот динамичный облик не сразу. За 300 лет своей истории он претерпел несколько перестроек. Началось все с довольно скромных Верхних палат, построенных при Петре. Первыми строителями дворца были немец Иоганн Браунштейн, француз Жан Батист Леблон и итальянец Николо Микетти.
При дочери Петра, Елизавете, началось масштабное переустройство палат. Именно тогда они и превратились в Большой дворец. Работами руководил любимый архитектор императрицы, Франческо Бартоломео Растрелли. Ему она поручала самые важные государственные заказы. Он руководил перестройкой Зимнего и Большого Царскосельского дворцов.
Растрелли сохранил старый дворец, включив его в структуру нового, более просторного здания. Зодчий оставил и часть прежних интерьеров. Так, кабинет царя Петра был словно помещен в новую дорогую раззолоченную шкатулку.
Растрелли добавил к основному объему дворца и одноэтажным галереям два боковых корпуса – Церковный и Гербовый. Один украшают золотые купола, второй - двуглавый орел.
Растрелли был мастером барочного стиля и как никто другой умел придать зданию пышность. Этот его талант ярко выразился при оформлении интерьеров, особенно Танцевального зала – самого роскошного помещения дворца.
Посетив дворец, вы увидите золоченую резьбу, узорные паркеты и живописные плафоны. Однако наряду с покоями петровской эпохи и блистательными залами Растрелли здесь есть и сдержанные помещения в классическом стиле, и комнаты, оформленные в стиле «шинуазри» - модной в конце XVIII века «китайщины», и залы в стиле рококо. Все это – напоминание о переделках внутренних помещений, которые в разное время производили Юрий Фельтен, Валлен-Деламот, Антон Штакеншнейдер.
Помимо интерьеров, интересно ознакомиться с предметами мебели и живописными полотнами, полюбоваться фарфором и тканями. Эти вещи расскажут о вкусах венценосных владельцев дворца, ведь когда-то он был главной летней резиденцией российских императоров. Здесь проходило множество приемов и праздников, балов и маскарадов. Веселье продолжалось до утра при свете тысяч свечей, отражавшихся в зеркалах.
Но, к сожалению, в истории дворца были и темные страницы. Во время Второй Мировой войны он был практически стерт с лица земли, но благодаря искусству реставраторов восстановлен из руин и снова радует нас своей сказочной красотой.