Большой каскад часто сравнивают с симфоническим оркестром, где каждый инструмент исполняет свою мелодию, но вместе они рождают неповторимую «музыку».
У Всеволода Рождественского есть такие строки:
«Раскинув крылья, как орел летящий,
Горит фасад чешуйками слюды.
Над пляшущей, сверкающей, журчащей,
Блистающей симфонией воды».
Архитектура, скульптура и движение воды «звучат» вместе, становясь единым ансамблем и производя на гостей неизгладимое впечатление.
Большой каскад создан для выражения мощи новой морской державы. Венчает его изображение Самсона, разрывающего пасть льву. Это аллегория победы России над Швецией в Северной войне.
Два тритона на террасе перед Малым гротом начинают трубить славу русскому флоту в свои витые раковины. Им вторят сирены и наяды. Повсюду резвятся дельфины, извергая веселые струи воды. Владыка морей, Нептун, тоже здесь. Именно с этого фонтана-маскарона начинается движение воды вниз по каскаду. Напротив Нептуна – маскарон Вакха, бога застолий. Очевидно, он приглашает отпраздновать победу.
На ступенях каскада мы видим Венеру, рожденную из пены морской, и Галатею - олицетворение спокойного моря. Неподалеку стоит ее возлюбленный Акид, который после смерти был превращен в реку. Тема рек представлена и двумя фигурами у оснований каскадных лестниц – мощным старцем с веслом и молодой женщиной. Это русские реки Волхов и Нева.
Большое место в мифологических сюжетах каскада занимает тема освобождения. Так, Персея, который освободил Андромеду от морского чудища, можно встретить дважды: в виде барельефа и в виде статуи. Статуя представляет героя перед началом сражения. Подняв руку с отрубленной головой горгоны Медузы, он собирается устремиться на врага. Этот образ воспевает героизм русских воинов. Андромеда же является аллегорией балтийских земель, которые были освобождены от шведов.
Среди скульптурного убранства Большого каскада можно найти и сатиру на шведского короля, Карла XII. Фигура бегущего Актеона напоминает о том, как самонадеянный юноша был наказан богиней охоты Артемидой. Охотясь вместе с друзьями, он нарушил покой Артемиды. Разгневанная богиня превратила его в оленя. Так, в один миг из охотника Актеон сам превратился в жертву, растерзанный своими же собаками. Аллегория проста – ведь и Карл XII, который считал себя непобедимым, в ходе Северной войны потерял поддержку союзников и подданных. Его смерть до сих пор является загадкой. По одной из версий, король был убит своим личным секретарем.
Две лягушки на нижнем уступе каскада отсылают к мифу о Латоне. Латона превратила в них крестьян за то, что те не дали ей напиться воды. Лягушки символизируют шведов, которые мешали России выйти к морю.
Тема славы русского флота начинается наверху с трубящих тритонов и продолжается рядом мифологических сюжетов. Яркое завершение этой идеи находится у подножия Большого каскада. Это – его самый известный фонтан - «Самсон».