Стоя здесь, у массивной балюстрады, можно бесконечно любоваться заливом. В хорошую погоду отсюда открывается прекрасный вид - слева на Кронштадт и справа – на Петербург. Часто на этом месте стоял сам царь Петр с подзорной трубой в руках. Дворец, построенный на морском берегу, он любил больше других своих дворцов. Отношение это нашло выражение в названии, которое царь дал дворцу: Монплезир переводится с французского как «мое удовольствие».
Это самый первый из дворцов Петергофа. Позже назрела необходимость в строительстве Большого дворца, где можно было бы принимать важных государственных гостей. Монплезир мало подходил для официальной придворной жизни. Зато царь считал его идеальным местом для отдыха душой и телом.
Петр I не любил больших помещений. Идеалом жилища он считал голландскую усадьбу, в которой нет ничего помпезного и лишнего, все продумано и удобно. Поэтому и Монплезир скорее напоминает домик голландского бюргера, чем царские покои.
Художник Александр Бенуа в своих заметках о Петергофе писал, что в этой атмосфере все кажется легким и ласковым, и даже образ неумолимого государя получает иной оттенок. Здесь Петр Великий превращается в голландского помещика средней руки, радушного хозяина, любителя цветов, картин, статуй и всяких курьезов.
Как все сооружения петровской эпохи, дворец прост и в то же время изящен. Это одноэтажное строение небольших размеров, оформленное очень скромно. Стены не оштукатурены, и красный кирпич выступает на поверхность. Нарядность дворцу придают застекленные аркады окон и выбеленные швы в кирпичной кладке.
Декоративное убранство дворца также не поразит вас роскошью, однако интерьеры стоят того, чтобы их увидеть. Здесь на каждой вещи лежит печать петровской эпохи, несмотря на то, что дворец не раз подвергался переделкам.
Западную сторону монплезирского мыса украшает необычная скульптура. Эта статуя Нептуна, античного бога морей. Русские мастера отлили ее из трофейного шведского оружия по рисунку самого Петра I. При взгляде на статую бросается в глаза наивность исполнения, непропорциональность фигуры. Это можно понять, ведь перед нами – первая русская скульптура не церковного, а светского назначения.
Терраса перед дворцом вымощена тем же кирпичом, из которого сложены его стены. Всего в нескольких метрах бьются о берег волны. Царь любил гулять здесь, наблюдая за проходящими по заливу торговыми и военными кораблями. Он часто говорил приближенным, что морской воздух исцеляет его лучше всех лекарств. Вид на отвоеванное море был для Петра самой главной драгоценностью.