Большая оранжерея

Изящная постройка, обращенная к маленькому саду, смотрится как нарядный дворцовый павильон, в то время как на самом деле она предназначалась для сугубо хозяйственных нужд. Здесь зимовали редкие экзотические растения, которые в летнее время расставляли в саду в кадках. Оранжерея была возведена при Петре I и относится к числу старейших построек Нижнего парка.
Царь, который мечтал построить «парадиз» на балтийском берегу, не мог обойтись без райских кущей, и садовники творили невероятное - выращивали здесь ананасы, персики, сливы. Украшением этой части парка были не только фруктовые деревья, но и редкие цветы. О цветочном богатстве петергофского парка заботился сам государь, выписывая из-за границы пионы и лилии, нарциссы и тюльпаны, а также душистые травы: шалфей и базилик, мяту и майоран.
В центре Оранжерейного сада действует фонтан, который раньше также служил не только для эстетических, но и для сугубо хозяйственных целей. Из его бассейна удобно было брать воду для полива растений сада. Центр фонтана украшает скульптурная группа, по композиции схожая с фонтаном «Самсон». На самом деле здесь изображен Тритон, который побеждает морское чудовище. Смысл фонтана тот же, что и у «Самсона» - в аллегорической форме прославить морские победы России над Швецией в ходе Северной войны. Первый автор у обеих скульптур также был один - Карло Растрелли.
В 1726 году по его модели из свинца была отлита скульптура под названием «Сатир со змеей», но через 150 лет она настолько деформировалась, что ее пришлось убрать из бассейна. По мотивам старой группы выполнили рисунок и отправили в Берлин на фабрику, чтобы отлить новую композицию. Однако берлинские мастера значительно отошли от оригинала и сделали свою вариацию на тему, которая получила название «Тритон с крокодилом». Во время Второй Мировой войны скульптура была утрачена. Новая скульптурная группа появилась здесь в 50-е годы 20 столетия, она воссоздана по рисункам XVIII века.