Двухэтажный дворец Марли - самый маленький и скромный из всех дворцов Нижнего парка. Любопытно, что первоначально дворец планировался как одноэтажный, но царь Петр I собственноручно переделал проект, добавив второй этаж. Влияние вкусов Петра чувствуется во всем. Фасады отделаны весьма скупо, на них выделяются лишь окна с мелкой расстекловкой, да черные решетки балконов. Интерьеры дворца также отличаются скромностью отделки. Они выполнены в голландском стиле, который так нравился государю.
Название дворца то же, что и у резиденции короля Людовика XIV неподалеку от Парижа. Петр посетил ее в 1717 году, проведя во дворце французского короля пять дней и даже отметив там свой день рождения.
Однако если Марли французского монарха был его интимной резиденцией, то Марли в Петергофе стал служить своего рода гостиницей для знатных посетителей парка. Позже дворец стал своеобразным мемориальным музеем, в котором хранились личные вещи Петра. Судьбы обоих дворцов одинаково печальны, и если французский Марли был разрушен во время Великой Французской революции, то русский уничтожили фашисты, заложив в него при отступлении мину замедленного действия.
Сейчас дворец восстановлен, а вместе с ним - и петровская традиция разводить в прудах ценные виды рыб. Когда-то здесь содержались судаки и сазаны, карпы и форель. По звону колокольчика рыба подходила на кормление к самому берегу.
С названием дворца связан любопытный факт. Декабрист Бестужев в память о своей военной службе в Петергофе избрал псевдоним - Марлинский, под которым и стал известен как замечательный писатель.
Одновременно со строительством дворца рядом с ним был разбит Марлинский сад. Сад разделен Большим прудом на две части - сад Венеры и сад Бахуса. В саду Венеры выращивали фрукты, а в саду Бахуса был посажен виноград, но попытки получить урожай были неудачны. Стоит вспомнить, что сам Петр I был большим поклонником Бахуса. Так, например, в дневниках шведского посланника то и дело встречаются слезные жалобы на пьяные дебоши русского царя.
Граница сада Бахуса отмечена четырьмя небольшими фонтанами, расставленными вдоль аллеи. Малыши-тритоны удерживают в руках плоские чаши. Стекая в миниатюрные бассейны, вода образует форму колокола и укрывает стеклянной завесой фигуру тритона. Как и многое в этой части сада, фонтаны были задуманы Петром. Он стремился использовать воду, которая поступала по подземным трубам от соседних фонтанов под названием «Менажерные». Две мощные струи бьют вверх на высоту 15 метров, резко контрастируя с тихо плещущими тритонами. Когда любуешься этими широкими водяными столбами, создается впечатление, что для работы фонтанов нужен большой расход воды. Однако у них есть особый секрет. На самом деле водные струи полые внутри, поскольку в фонтанах использованы насадки из двух труб. Такая конструкция позволяет добиться нужного эффекта, экономно расходуя воду. Оттого фонтаны и получили название «Менажерные», что переводится с французского как «бережливые», «экономные».