Сейчас уже мало что напоминает о знаменитом музыкальном вокзале, куда стекались тысячи гостей. Не сохранились ни здание, ни рельсы, лишь холодный памятный камень сообщает о том, что здесь когда-то располагался Павловский музыкальный вокзал, крупнейший центр культурной жизни России.
Из всего комплекса вокзала осталась лишь хозяйственная постройка в стороне, да руины некогда шикарного фонтана. В отдалении, у пруда, находится полуразрушенный чугунный фонарь-торшер, который когда-то украшал привокзальную площадь.
Идея соорудить музыкальный павильон в конце первой в России железнодорожной ветки пришла в голову ее предприимчивому создателю, Герстнеру. Таким образом он собирался привлечь дополнительное внимание публики к своему детищу.
Павильон стали называть «воксалом», от слова «Воксхолл», - увеселительного заведения в пригороде Лондона, которое принадлежало Джейн Вокс. В XVII веке эта предприимчивая леди открыла в своем саду большой зал для музыкальных концертов и театральных постановок. Зал по-английски – холл, и по имени хозяйки он стал называться «Воксхолл».
По задумке Герстнера, подобное заведение должно было разместиться и в Павловске, дабы привлекать сюда горожан и мотивировать их пользоваться железной дорогой. Позже словом «вокзал» стали повсеместно в России называть здания для пассажиров на железнодорожных станциях.
Министр финансов граф Канкрин презрительно отзывался об этой затее: «В других государствах железными дорогами связывают важные промышленные пункты, у нас выстроили такую в трактир». Первоначально Павловский вокзал действительно походил больше на трактир, чем на «крупнейший центр культурной жизни России». Это был увеселительный зал с рестораном, где жующую публику развлекали песнями цыган.
Все изменилось с появлением легендарного Иоганна Штрауса, который вывел музыкальные концерты в Павловске на новый уровень. Король вальсов провел здесь 10 триумфальных сезонов. Манера Штрауса дирижировать, танцуя со скрипкой в руках и переходя от дирижирования к игре, приводила публику в особенный восторг. Таким, со скрипкой, Штраус увековечен в памятнике, который установлен неподалеку от Павловского парка. Копия знаменитого венского памятника Штраусу стала подарком Австрии Павловску в 2003 году.
Штраус изменил отношение к Павловскому вокзалу – из кабака тот превратился в первую российскую филармонию, где проходили концерты исполнителей самого высокого уровня. Здесь прозвучали первые сочинения Чайковского, Рахманинова, Глинки. Здесь пел Шаляпин, танцевала Кшесинская, звучал великорусский оркестр Андреева.
К несчастью, вокзал был разрушен в годы оккупации во время Второй мировой войны, однако традиции музыкальных вечеров в Павловске не забываются. Еженедельные концерты классической музыки проходят в Круглом павильоне, часто бывают они и во дворце. Ежегодно в Павловске проходят фестивали, посвященные музыкальному наследию Глинки и Штрауса. Это не дает забыть о прежнем статусе Павловска как музыкального центра России, подарившего божественное вдохновение многим мастерам.