На склоне холма напротив дворца расположена полуразрушенная колоннада. Это романтическое сооружение напоминает о легендарной горе Парнас, где, согласно мифологии, обитает покровитель искусств, древний бог Аполлон. Легко объяснить, почему именно он появился здесь, на берегах Славянки. Он напоминает нам о том, что мы попали в царство прекрасного, в приют муз и поэтов, которые находятся под покровительством Аполлона. Согласно древней мифологии, он являлся также покровителем рощ и долин.
Этот античный мотив был взят за основу композиции первым зодчим Павловска – Чарльзом Камероном. Постройка возникла в начале 80-х годов XVIII века, во время его интенсивной работы над парковым ансамблем. Обращение к древнегреческим мифам – одна из ведущих примет классицизма, модного в то время архитектурного стиля.
Статуя Аполлона в центре композиции – копия знаменитого Аполлона Бельведерского из Ватиканского дворца. Обрамлением для статуи стали суровые дорические колонны, которые как будто так же пришли к нам из древнего мира.
Кажется, будто колоннада изначально была задумана Камероном как античная древность, будто он предусмотрел руины вокруг, однако это не так. Первоначально колоннада располагалась в другом месте, но была перенесена на склон напротив дворца по воле своенравных хозяев парка.
Также планировалось устроить водный каскад у ее основания – копию легендарного Кастальского ручья на горе Парнас, который считался источником вдохновения. Камерон в то время был отстранен от работ, но вскоре переменчивый Павел пригласил зодчего обратно.
Вернувшись в любимый Павловск, Камерон обнаружил, что колоннаду перенесли в место с сырой и ненадежной почвой, о чем незамедлительно предупредил инженера-гидравлика с просьбой не пускать воду до тех пор, пока не будет проложена труба. Просьбой пренебрегли, и пущенная вода медленно подмывала фундамент, пока через несколько лет не случилась беда – во время сильной грозы почва не выдержала и часть массивной колоннады обрушилась вниз.
Результат вмешательства «небесного архитектора» оказался удачнее находок земных мастеров. Сооружение стало выглядеть еще своеобразнее, напоминая подлинные античные развалины. В полуразрушенном виде колоннада стала смотреться еще более живописно и поэтично, превратившись в один из символов Павловского парка. В таком виде ее и решено было оставить.