У самых вод Славянки, среди густой зелени, располагается небольшой павильон под названием «Холодная баня». Эта постройка относится ко второму периоду творчества Камерона в Павловске, когда император позвал его обратно после непродолжительной отставки.
Павильон выглядит довольно скромно: к высокой ротонде с куполом примыкает прямоугольная постройка с фронтоном. Да и назначение у него было чисто утилитарным: здесь находилась купальня с круглым бассейном и комната для отдыха. Несмотря на это, Холодная баня воспринимается как важное решение одного из парковых уголков и прекрасно гармонирует с остальным пейзажем.
Любопытно, что именно благодаря изучению римских терм, которые на русской почве получили название «холодные бани», Камерон и оказался в России. Екатерина Вторая пригласила его для работ в Царском Селе, ознакомившись с научным трактатом архитектора, который тот посвятил римским баням.
Увлеченная античностью по моде того времени, императрица пожелала создать в своей летней загородной резиденции уголок Древнего Рима. Камерон воспроизвел в миниатюре хорошо изученные им римские термы неподалеку от Екатерининского дворца в Царском Селе. Спустя годы его познания вновь пригодились, теперь уже в резиденции сына Екатерины, Павла.
Камерон был хорошо подкован в вопросах античной архитектуры, а вот опыта в ландшафтном дизайне до приезда в Россию не имел, этому его никто не учил. Однако на него была возложена серьезная задача – создание дизайна долины реки Славянки. Во время работ в Царском Селе Камерон познакомился с садовым мастером из Англии, Джоном Бушем, а вскоре даже стал его тестем. Буш имел солидный опыт в садово-парковом искусстве и щедро делился знаниями с новым родственником. Буш вполне заслужил часть славы за создание великолепного ландшафта долины реки Славянки.
Этот ландшафт очень гармоничен, все постройки, мосты и мостики, под которые ныряет река, тщательно продуманы. Один из таких мостиков появился одновременно с возведением павильона здесь же, совсем рядом. Проект сооружения принадлежит другому архитектору, Винченцо Бренне. Позднее мостик украсили фигурами кентавров, копиями с античных оригиналов, что и определило его название – мост Кентавров.
Мост ведет в Семейную рощу. Деревья в этой роще высаживались в ознаменование появления новых членов царской семьи - будь то рождение или бракосочетание. Стоит учесть, что семейство у Павла I было большое. 16-летняя немецкая принцесса София-Доротея была подобрана ему матерью в качестве невесты после скоропостижной смерти первой супруги. София очень понравилась придирчивой Екатерине. На первый взгляд, у них было много общего.
Екатерина так же когда-то была юной немецкой принцессой из знатной, но небогатой семьи, до приезда в Россию она носила то же имя - София. Однако на этом сходства заканчивались. Екатерина всегда была упорна и амбициозна, она посвятила свою жизнь управлению государством, свергнув с трона супруга в ходе дворцового переворота. Невеста же Павла была тиха и скромна, свою дальнейшую жизнь она посвятила мужу, детям и благотворительности. Приняв православие, она получила имя Мария Федоровна.
Главную свою миссию – обеспечение престолонаследия, супруга Павла выполнила более чем основательно, родив десятерых детей (четырех сыновей и шестерых дочерей). Ее заслуги по укреплению династии Романовых свекровь-императрица отметила следующей фразой: «Право, сударыня, ты мастерица детей на свет производить». Мария Федоровна стала самой многодетной императрицей в истории России.
На долю Марии Федоровны выпало немало испытаний. Она пережила убийство мужа, правление старшего сына Александра, отречение второго сына (Константина) от престола, восстание декабристов, пережила пятерых из своих детей и умерла во время царствования третьего сына, Николая. К этому времени «Семейная роща», основанная в Павловске по ее задумке, разрослась до полусотни деревьев.