Павловск был раем для Марии Федоровны, ее маленьким личным Эдемом. Здесь у нее было место для уединения и покоя - так называемый «секретный цветник», Собственный садик императрицы. Сюда она могла спуститься из своих комнат во дворце. Здесь проводила летние дни, вышивая, читая и ухаживая за цветами.
Садик устроен в регулярном стиле, по типу голландских садов с прямыми дорожками, обрамленными подстриженными кустарниками, и многочисленными клумбами, напоминающими дворцовые ковры. Сад планировался как продолжение интерьера, а дворец изнутри украшался теми же цветами, что росли в саду.
Мария Федоровна была страстным ботаником, благодаря ее усилиям в Павловске появлялись растения со всего мира: лилии из Грузии, розы из Турции, коралловое дерево из Амстердама, белая акация и каштаны из Варшавы. Стены дворца со стороны садика украшали вьющиеся растения, летом в сад выносили субтропические деревья в кадках. Коллекции редких растений Марии Федоровны, которые размещались в этом уголке Павловска, вызывали всеобщее восхищение. В первой четверти XIX века по инициативе императрицы в Павловске была открыта школа садового искусства и ботаники.
Главная аллея Собственного садика упирается в Павильон Трех Граций, построенный по проекту Чарльза Камерона. Прекрасные грации, спутницы Аполлона, будто говорят нам, что мы оказались в мире красоты и изящества.
Павильон был возведен в 1801 году. В этом же году Павел I был убит в ходе дворцового заговора в своей петербургской резиденции – Михайловском замке. Мария Федоровна вернулась в Павловск «вдовствующей императрицей».
Парк потерял свою помпезную парадность, превратившись в сентиментальное пристанище вдовы. После гибели Павла Мария Федоровна практически постоянно проживала в Павловске, продолжая заниматься его обустройством.
А в Собственном садике уже прогуливались другие счастливые семейства, звучала музыка и смех, резвились новые наследники престола, внуки Марии Федоровны. Павловск под конец жизни подарил императрице тихое семейное счастье.