Молочня

Неожиданно перед нами возникает необычная постройка, напоминающая деревенский домик. Низкий фундамент, облицованные булыжником стены. Кажется, что еще немного, и перед нами появятся коровы, которые только что паслись на альпийских лугах.
И внешний вид, и эффект неожиданного появления были нарочно задуманы хозяйкой парка, Марией Федоровной. И назначение домика действительно было служить молочней, где всегда можно было испить парного молока с куском черного хлеба, приобщаясь таким образом к радостям сельской жизни.
Идею постройки, ее план и пожелания к размещению Мария Федоровна выслала управляющему парковым хозяйством из-за границы, во время своего семейного путешествия по Западной Европе. Великокняжеская чета путешествовала инкогнито, под именем графа и графини Северных. За полтора года супруги посетили Францию, Австрию, Швейцарию, Италию и Голландию. Множество идей были привезены ими на родину.
В то время в Европе была большая мода на пасторальные мотивы в оформлении пейзажных парков. Она была введена Руссо и связана с идеализированными представлениями о сельской жизни, о простом и благородном труде на лоне природы.
Подобную идею реализовали принц Конде у себя в Шантильи, Мария Антуанетта, королева Франции, в Малом Трианоне в Версале. Она приказала возвести там образцово-показательную ферму. Мария Федоровна так же пожелала, чтобы в Павловске обитали коровы и козы, которые могли бы свободно пастись в парке.
Чарльз Камерон выполнил все пожелания великой княгини. Коров и коз доставили из Голландии и Австрии. Помимо них на ферме были испанские овцы, павлины, фазаны, индюшки, утки и цесарки.
Мария Федоровна любила вместе с фрейлинами нарядиться пастушками и отправиться доить буренок на Молочне. Стоит помнить, что, несмотря на сельские мотивы, павильон был обманкой, как и многие развлечения в парке. Так, коров и коз, по примеру фермы Марии Антуанетты в Трианоне, ежедневно мыли с использованием изысканных духов и повязывали им цветные ленты. Внутреннее убранство павильона резко контрастировало с его внешним обликом: комнаты были тщательно выбелены, а молоко наливалось в посуду японского фарфора через серебряный краник.
В XIX веке коровы и овцы надоели императрице, и скот переехал на Ферму, выстроенную подальше от дворца, однако в Молочне по-прежнему угощали молочными продуктами, которые доставляли с Фермы.