Аничков мост — один из самых красивых мостов Петербурга. Он прославился благодаря расположенным на нём скульптурам. Изображение укрощаемого коня стало одним из символов города. Кони органично слились с мостом и окружающим городским пейзажем. Трудно представить, что появились мост и его знаменитые кони в совершенно разное время. Если мост — практически ровесник города, то коней воздвигли более чем на сотню лет позже.
В XVIII веке Фонтанка, а тогда ещё речка под названием Безымянный Ерик, была естественной границей Санкт-Петербурга. Дальше начинались леса и болота, населённые дикими зверями и разбойниками. Невский проспект был бревенчатой дорогой под названием «Большая першпектива» и соединял Адмиралтейство и Александро-Невский монастырь.
Первый мост на Фонтанной реке возвели по указу Петра I чуть выше по течению реки. Его выстроил из дерева военный батальон под руководством инженера подполковника Аничкова. Из-за недолговечности материала мост просуществовал недолго, а вот имя своего строителя сохранил и по сей день.
В течение 50 лет мост подвергался многочисленным ремонтам, переделкам и реконструкциям. В середине XVIII века, перешагнув водную границу, город начал расти дальше на юг. Реку благоустроили, облицевав великолепными каменными набережными. Одновременно с сооружением гранитных берегов Фонтанка получила семь одинаковых каменных мостов, выстроенных по типовому проекту. Это были изящные каменные мостики с разводным деревянным пролётом в центре и с башнями, внутри которых скрывались разводные механизмы.
Чтобы составить представление о внешнем виде этих типовых мостов, можно взглянуть на живописные акварели того времени или пойти ниже по течению реки. Расположенный там мост Ломоносова сохранил свой первозданный исторический облик. Аничков мост продолжил изменяться, подчиняясь требованиям времени. Подъёмный мост с башенками не справлялся с увеличившимся людским потоком и не соответствовал проспекту по ширине. Проект нового моста был утверждён в 1840 году. Старые каменные опоры остались на месте, однако мост получил новый живописный силуэт.
Но главную роль в формировании художественного образа моста сыграло скульптурное оформление. Четыре коня и их возничие, созданные знаменитым мастером-анималистом Петром Карловичем Клодтом, прославили мост на весь мир.
"Четыре чёрных и громоздких,
Неукрощённых жеребца
Взлетели — каждый на подмостках –
Под стянутой уздой ловца.
Как грузен взмах копыт и пылок!
Как мускулы напряжены
Какой ветвистой сеткой жилок
Подёрнут гладкий скат спины!"
Так написал поэт Владимир Нарбут о скульптурной серии «Укротители коней». Каждая из четырёх групп изображает определённый момент укрощения коня и символизирует борьбу человека с необузданными силами природы.
Скульптуры установили на мосту к его открытию в 1841 году. Тогда на концах переправы стояли две дублирующие группы. Они были сделаны так выразительно, несли в себе столь сильный эмоциональный заряд, что никого не оставляли равнодушным. Дважды по воле императора Николая Первого скульптуры преподносили в подарок королевским дворам Европы. В первый раз, почти сразу после установки, в 1842 году, две группы были сняты и отправлены в Берлин в качестве подарка прусскому королю. А затем еще две скульптурные группы отправились в Неаполь в дар королю неаполитанскому. В конце 40-х годов Клодт добавил к первым двум группам две новые, развив сюжет. Один из пьедесталов украшает надпись в дореволюционной орфографии — «Лепил и отливал барон Клодт, 1849». С тех пор кони покидали свои пьедесталы только дважды — в блокаду и для масштабной реставрации к трёхсотлетию города.
Не менее интересна чугунная решётка, которая украшает Аничков мост. В прямоугольных рамках резвятся фантастические морские коньки с рыбьими хвостами и трезубцами Нептуна, дельфины и русалки, у которых Вы неожиданно обнаружите не только хвосты, но и… копыта! Эти мотивы скопированы с решётки Дворцового моста в центре Берлина. Однако это не полная копия, петербургская версия отличается от оригинала. В Берлине существа с копытами — это тритоны, фантастические морские существа мужского рода. А у нас при литье по предоставленным рисункам они превратились в прекрасных русалок.
Решётка Аничкова моста и гранитные ограждения сильно пострадали во время блокады Ленинграда. На скульптурном пьедестале с северной стороны сохранены выбоины от попавших в него снарядов, а также помещена памятная табличка. Сегодня мост находится в идеальном состоянии, радуя жителей и гостей города.