Cобор Святого Власия или, как он раньше назывался, Госпитальная церковь, расположена прямо у подножия Монашеской горы. Эту местность жители города называют по сей день – "Гштеттен". Этим словом в зальцбургском диалекте обозначают территории и земли, не пригодные для заселения или сельского хозяйства. Здесь, в средние века заканчивался город, неподалеку находились городские ворота, которые так и называются "Гштеттентор". Почему же горожане признали эти земли непригодными и, более того опасными для жизни? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: взгляните вверх, вы увидите, что над этим переулком, как и над самой церковью нависает гора. Она, впрочем, как и все горы Зальцбурга, во все времена не только благословение, но и проклятие этого города. Это, в первую очередь, один из источников благосостояния города. Ведь о Зальцбурге говорят, как о городе трех камней: красного, белого и серого. Что означает, что город богател за счет добычи мрамора. Он был трех видов: самый дешевый – серый, его добывали как раз в горе Менхсберг - Монашеской горы, белый – был несколько дороже, его добывали много, он использовался преимущественно для постройки дворцов и храмов и, самый дорогой, красный мрамор – эта порода не часто встречается и цена его высока, поэтому его использовали только для создания деталей алтарей и украшения комнат. Для того, чтобы увидеть самый большой фрагмент красного зальцбургского мрамора, вам придется поехать в Вену и зайти в самый большой католический храм Австрии - собор Святого Штефана. Там, справа от главного алтаря, вы найдете саркофаг императора Фридриха, сделанный полностью из цельного камня. Для того, чтобы привезти красный мрамор в Вену, в средние века потребовалось 40 повозок, запряженных волами! Но вернемся к горам, которые были для горожан и источником постоянной тревоги. И не напрасно. В 1669 году в результате обвала здесь, у подножия Монашеской горы, засыпало камнями 230 людей. С тех самых пор каждый год гора подвергается обработке так называемыми "Бергпутцерами", т.е. буквально "Чистильщиками горы" - специально обученными людьми, которые удаляют с ее отвесных склонов готовые упасть камни.
И все же, несмотря ни на что, с XII века, стоит, в столь опасном месте, католический храм, освященный в честь защитника всех больных и слабых здоровьем людей - святого Блазиуса. Этот святой почитается как католической церковью (3 февраля), так и православной (11 февраля). При жизни этот святой являл чудеса исцеления, одна из легенд говорит о том, что во время гонений на христиан, в IV веке, Власий с другими христианами, вынужден был укрыться в горах, где он поддерживал и утешал гонимых. Однажды местный правитель приказал ловчим собрать как можно больше диких животных для истязания христиан. Ловчие заметили странное скопление разных зверей около одной пещеры. Зайдя в нее, они увидели Власия, совершавшего молитвенный подвиг, находившегося как бы в каком-то чертоге. Животные ждали, когда святой по обыкновению выйдет, чтобы благословить и исцелить их. Вернувшись назад, слуги сообщили правителю об этом, и он приказал привести Власия к нему. Правитель велел привязать святого к дереву и строгать его тело железными гребнями для чесания шерсти, однако Власий остался верен Христу. Не удивительно, что церковь у подножия горы освятили именно в честь этого святого. Удивительно другое – под покровительством святого Блазиуса эта церковь стоит здесь, уже в современном и почти неизменном виде, с XV века, не потревоженная ни одной войной и ни одним камнепадом, и являясь, таким образом, одним из самых древних храмов альпийского региона. Это ли не чудо?