Монастырское кладбище Святого Петра, вероятно, такое же древнее, как и сам монастырь. Его появление восходит к VII-VIII векам. Первые письменные упоминания о его существовании датируются XII веком. Предположительно, кладбище было тогда несколько меньше по размеру и имело другую форму, так как на этом месте находились монастырские постройки. Самое старое сохранившееся надгробие XIII века – в память об аббате Дитмаре, скончавшегося в 1288 году. Хоронили при монастыре не только аббатов, но представителей самых именитых и знатных семей города: многочисленные надгробия с перечислением всех титулов и регалий относятся к XIV, XV и XVI векам. Одно из них, кстати, особенно интересно. Это могила Вернера фон Райтенау Лангенштайна - отца архиепископа Вольфа Дитриха фон Райтенау, того самого архиепископа, который построил для своей гражданской жены и возлюбленной Саломеи Альт дворец Мирабель.
В XV веке кладбище обнесли каменной стеной, а к XVIII веку стало очевидно, что хоронить здесь уже невозможно, плотность захоронений была высокой, а расширять территорию невозможно, дальше – только каменные склоны гор. К тому же, к этому моменту уже было создано зальцбургское коммунальное кладбище, которое и служит теперь жителям города последним пристанищем.
Со стороны Монашеской горы находится вход в катакомбы. Несмотря на свое местоположение и название, эти выточенные в камне пещеры, вероятней всего не использовались изначально, как место захоронения. Современные исследования подтверждают, что их назначением было быть сокровищницей и хранилищем ценностей.
Согласно легендам, в этих катакомбах скрывался со своей паствой священник Максимус. Пытаясь укрыться от наступающих варваров под предводительством короля Одоакра, он привел в эти пещеры 55 христиан. Его трижды предупреждали о грозящей опасности, но он принял решение не спасаться позорным бегством, а положиться на ми лось Всевышнего. Варвары разрушили город и погубили всех, включая Максимуса. Говорят, их тела были просто свалены в одной из пещер. Интересно то, что уничтожив столько городов и погубив несметное количество жизней, Одакр, на склоне лет, уверовал, принял христианство и назначил день памяти мученикам, погибшим по его приказу, включая священника Максимуса. Подтверждения правдивости этой легенды нет, но в катакомбах есть капелла Максимуса, которую верующие люди почитают, как место мученической смерти священника и его паствы. В XII столетии эта капелла была местом для молитвы, на что указывают три окна, прорубленных в стене и выход в крошечную колокольню.
Но, пожалуй, первое, что ожидает любого путешественника при входе в катакомбы, это проход через аркады с захоронениями. Они появились самыми последними, незадолго до того, как кладбище закрыли и хоронить на нем запретили. Здесь можно увидеть памятники известным людям своего времени. Например, здесь покоится архитектор Зальцбургского собора –итальянский мастер Сантино Солари, который перестраивал собор по заказу архиепископства в XVII веке. Рядом эпитафия, посвященная Марии Анне Вальбурга Игнации Моцарт, которую вряд ли кто-то знает по ее полному имени, но она - старшая сестра музыкального гения Вольфганда Амадеуса Моцарта. Брат другого, не менее известного композитора – Йозефа Гайдна, Михаэль Гайдн – покоится также здесь.