Уже 12 столетий стоит в центре города храм, являющийся центром духовной жизни района северных Альп. На кованую решетку, на фасаде нанесены цифры 774 – 1628 – 1959. Это, пожалуй, самые знаковые цифры в истории собора. В 774 году, и мы даже знаем день – 25 сентября – собор был освящен архиепископом, святым Виргилием. Историки донесли до нас не только точную даты освящение собора, но описание его внешнего вида. Тогда, в 8 веке на этом месте стояло не повергающее в благоговейный трепет колоссальное по размеру здание, а небольшая базилика с притвором и крестильней. Это скромная по размерам постройка служила вплоть до XVII века, когда была завершено строительство уже современного храма . Перестройка была длительной, заняла добрых 14 лет, за это время на посту архиепископа сменилось три человека. Планы перестройки, как и архитекторы менялись также, и если в начале проект составлял итальянский мастер Винченцо Скамоцци, то на завершающем этапе строительства его сменил другой итальянец – Сантино Солари. Кстати, последний не только в жизни связан с Зальцбургом, но в смерти: он похоронен в катакомбах Святого Петра, неподалеку отсюда. В 1628 году собор был вновь освящен. Третья цифра также не случайна, это год восстановления собора после разрушений второй мировой войны.
Взгляните на фасад собора: он представляет собой симметричную и четкую картину учения и учителей святой церкви. В середине, у входа в собор, прямо у подножия двух башен, стоят апостолы Петр и Павел, с левой и правой стороны от них соответственно, покровители собора и архиепископства – святые Руперт и Виргилий, они одеты в мантии, в руках у каждого из них посох, на голове митра – так называют головной убор высших служителей церкви.Над входом читается надпись на латыни «Хаек эст домус ин ква инвокабитур номен эйус», что можно перевести как «Это дом Господа, в котором звучит его имя». В среднем ярусе - изображения 4 евангелистов, а венчает фасад скульптуры пророков Моисея и Ильи, стоящих по бокам от фигуры Христа Вседержителя . Войти в собор можно через одни из трех ворот, каждые из которых и все они вместе, символичны. Все вместе, одинаковые по архитектуре и размеру ворота образуют символ святой Троицы: Бог отец, Бог Сын и святой дух. По отдельности это символ основ христианства: вера, надежда, любовь. Центральные ворота, ворота Любви, почти всегда открыты, это вход в собор. Слева – ворота Веры. Чтобы пройти через них, человеку необходимо прикоснуться к кресту – символу христианства. Иначе никак, ведь сама дверная ручка выполнена в форме креста. Эти ворота, если они открыты, ведут к крестильне собора. Ворота Надежды – справа. Это единственные ворота, окрашенные в различные цвета, причиной чему изображенный на них райский сад. Согласитесь, невозможно представить райские кущи черно-белыми? На дверной ручке – сцена изгнания Адама и Евы из рая. В чем же Надежда, спросите вы? Ответ на этот вопрос дает библейский сюжет, представленный на воротах. Это рождение Марией спасителя человечества – Христа. Мария в этом смысле и есть ворота Надежды.