"Астор" – один из самых старых отелей Шанхая. Это пятиэтажное здание в стиле барокко, из окон которого открывается вид на место слияния рек Хуангпу и Сучжоу, а также на один из старейших мостов Шанхая – Вайбайду. "Астор хаус" был построен в 1910 году, а его торжественное открытие состоялось через год и стало одним из наиболее значительных событий того времени в жизни шанхайского светского общества. До того, как в середине 1920-х на набережной Бунд был построен "Сэссун Хаус", размещавший в своих стенах не менее знаменитый отель "Катэй", "Астор" являлся центром светской жизни Шанхая.
Впрочем, история "Астор хауса" началась гораздо раньше, чем появился помпезный роскошный особняк в стиле барокко, который мы видим перед собой сегодня. До первой опиумной войны, завершившейся в 1842 году, Шанхай был обыкновенным китайским городком, выросшим из рыбацкой деревушки. Его достоинствами были: наличие удобного выхода к морю, а также расположение в устье крупной судоходной реки Хуангпу. Это, бесспорно, повлияло на включение Шанхая в список из пяти так называемых "договорных" портов, открытых для торговли с европейцами. Итак, вуаль над таинственным Китаем была приподнята, и в открытые порты устремились искатели приключений и наживы. Если в начале в британском поселении постоянно проживало около 50 человек, то к середине XIX века их число увеличилось до 200. Сначала население европейских анклавов росло в основном за счет матросов с торговых судов, прибывающих в Шанхай, а также торговцев опиумом и колониальными товарами. Разумеется, возрастающее количество гостей города нужно было где-то размещать и, желательно, с должным уровнем комфорта. Первопроходцем в решении этой задачи стал выходец из Шотландии, Питер Феликс Ричардс.
Он прибыл в Китай в начале 1840-х годов в поисках заработка и приключений. Пожив пару лет в Гуанчжоу, бизнесмен перебрался в Шанхай, где открыл небольшую компанию, которая занималась торговлей, перевозками грузов и фрахтованием судов. Для моряков, которые работали там, Ричардс построил небольшую гостиницу. Комнаты в ней, по свидетельствам самих постояльцев, больше напоминали каюты на морских судах, и даже были выкрашены в те же цвета, в которые обычно красили корабельные помещения. Рядом с гостиницей Ричардс открыл первый в Шанхае ресторан европейской кухни. В начале 1850-х годов он арендовал участок земли и построил на нем первое здание сегодняшнего "Астор хауса". Новый отель был куда роскошнее гостиницы для моряков, Но Ричардсону уже было не до него. В семье бизнесмена случилось несчастье, после чего он продал здание и уехал из Шанхая.
После отъезда Ричардсона "Астор" переходил от одного владельца к другому, но продолжал оставаться самым роскошным отелем Шанхая и центром светской жизни города. Здание было перестроено, увеличено количество номеров. А один из собственников даже пристроил к отелю турецкий хаммам. В "Асторе" регулярно устраивались приемы и балы, рассказы о которых попадали в лондонские и американские газеты.
В 1900 году произошло знаковое событие в истории "Астор хауса": его купил француз Огюст Вернон. По азиатским меркам тех дней он был знаменитым отельером – ранее месье Вернон владел отелем в Макао, а на момент покупки "Астор хауса" в его собственности находилась небольшая гостиница в Шанхае. В это время "Астор" уже был модным и известным местом, но Вернон сделал его еще лучше. К зданию было пристроено несколько помещений, каждую неделю в бальной зале отеля стали устраивать вечера, на которых играли музыканты из шанхайского симфонического оркестра. Кроме того, "Астор хаус" стал первым зданием в городе, куда была проведена телефонная линия. Дела Вернона шли неплохо и прибыль, которую приносил отель, росла год от года. В конце 1900-х годов было принято решение перестроить здание отеля. Для проведения реконструкции было нанято шанхайское архитектурное бюро "Дэвис и Томас". Их проект в стиле барокко с неоклассическими элементами очень понравился владельцу отеля. В ходе реконструкции были использованы строительные материалы, оставшиеся после разборки старого здания. В новом отеле были установлены лифты, а также центральная система кондиционирования и снабжения горячей водой, что, по меркам того времени, было техническим новшеством. На первом этаже отеля находились роскошный ресторан на 500 мест, бальная зала, курительная комната и бар. Интересно, что именно в бальной зале отеля "Астор" в 1913 году был устроен просмотр первого звукового фильма, снятого на Шанхайской киностудии.
В 1915 году отель в очередной раз сменил владельца, а его менеджером стал бывший капитан дальнего плавания Гарри Мортон, установивший в "Асторе" порядки, больше подходящие для торгового флота. Также капитан устроил ремонт, в результате которого коридоры перекрасили так, чтобы они напоминали корабельные интерьеры. Изменился и имидж отеля – теперь со светскими дамами в чайных комнатах отеля соседствовали дамы полусвета, а через обслуживание номеров стало возможным заказать не только обед, но и опиум. Капитан Мортон правил сухопутным кораблем недолго – вскоре выяснилось, что владельцы гостиницы им крайне недовольны, и отважный капитан уплыл из Шанхая на первом подвернувшемся пароходе в другой уголок Азии.
В 1919 году с одним из служащих отеля приключилась любопытная история: паренек-посыльный Чжоу Сян случайно на улице возле "Астора" обнаружил бумажник, который обронил один из постояльцев. Чжоу вернул бумажник со всем его содержимым законному владельцу, а тот не поскупился на вознаграждение. Полученной суммы пареньку хватило на то, чтобы купить подержанный автомобиль. Этой машине суждено было стать первым шанхайским такси, на котором Чжоу заработал достаточно денег, чтобы открыть таксопарк, который сейчас является вторым по величине в Шанхае.
В начале 1920-х годов "Астор" стал центром сбора общины российских эмигрантов. В отеле часто проводились русские вечера и чаепития, а оркестром отеля на протяжении долгого времени дирижировал маэстро из России.
В 1923 году "Астор" приобрела компания "Гонконг Хотелс Лимитед". На набережной Бунд к тому моменту появилось немало более шикарных зданий, и новые владельцы пытались вернуть легендарному отелю былой лоск и величие. В результате очередной перестройки появилась новая бальная зала. Но, несмотря на это, золотой век "Астора" подходил к концу – Шанхай активно застраивался, появлялись роскошные новые отели, и в какой-то момент он просто вышел из моды. Теперь общество предпочитало новый отель "Катэй" и вечеринки Виктора Сэссуна.
В годы второй мировой войны в "Асторе" держали пленных англичан и американцев, а затем в нем квартировали японские военные. После войны отель снова распахнул свои двери для посетителей, но ненадолго – в 1954 году новое правительство Китая конфисковало его у прежних владельцев. Несколько лет здание пустовало, а в 1959 году он вновь был открыт, но уже с другим именем – "Пуцзян". Сменив имя, к началу 1990-х годов отель захирел окончательно и фактически превратился в хостел.
Правительство Шанхая долго раздумывало, как поступить со зданием, были даже предложения снести "Астор" и построить на его месте новый роскошный отель, но нашелся инвестор, который изъявил желание реставрировать историческое строение. Некоторое время считалось, что оригинальное убранство отеля было утрачено в ходе Культурной революции, но при реконструкции выяснилось, что это не совсем так. Рабочие нашли сохранившиеся элементы отделки и интерьера, вынося старую мебель из номеров. Исторические детали были отреставрированы и нашли свое место в новом дизайне отеля. В конечном итоге, в 2006 году обновленный "Астор" вновь распахнул свои двери для посетителей