Трудно поверить, что скромная церковь, приютившаяся между двумя небоскребами, одно время являлась самым большим методистским приходом в Юго-Восточной Азии. В современном Шанхае, с точки зрения географии, – это центральная церковь города.
Мемориальная церковь Мура была основана в конце XIX века миссионерами-протестантами из США, несколько лет спустя было возведено ее первое здание, но оно не сохранилось. Прихожанами были жители британской концессии и небольшое количество китайцев. Свое имя церковь получила в честь дочери одного из прихожан, который сделал большое пожертвование на ее строительство. Китайское название церкви – МуЭн Тан.
С ростом населения города увеличивалась и численность посетителей, поэтому в конце 1920-х годов церковная община приняла решение о необходимости реконструкции здания. Эта работа была доверена известному шанхайскому архитектору, словаку по происхождению, Лазло Худеку.
Жители Шанхая в 2014 году выбрали Лазло Худека одним из символов города: он оказался единственным иностранцем в длинном перечне китайских знаменитостей. Архитектор известен не только своими работами, но и весьма интересной биографией. Он родился в небольшом словацком городке, изучал архитектуру в университете Будапешта. Учебу будущего зодчего прервала первая мировая война. Будучи патриотом Австро-Венгрии, Лазло добровольцем отправился на фронт. В 1916 году он был пленен российской армией. Вместе с другими военнопленными его посадили в поезд, который должен был доставить их в лагерь в Сибири. Поездка была долгой и не комфортной, но прошла для Лазло плодотворно – он разработал план побега и выпрыгнул из поезда, когда тот проходил недалеко от китайской границы. Лазло пешком дошел до китайской территории, а там, на перекладных, добрался до Шанхая, где получил работу в архитектурном бюро «Кэрри».
В 1925 году Лазло Худек открыл собственное архитектурное бюро, по проектам которого в Шанхае было построено множество зданий. Сохранились, к сожалению, не все, но те, что мы можем видеть сегодня, признаны шедеврами.
Архитектурный стиль Худека очень самобытен: он мастерски сочетает модерн и готику, ар-деко и ренессанс. Иногда невозможно с первого взгляда определить, к какому стилю относится его постройка. В Шанхае Лазло спроектировал более 60 зданий. Среди дошедших до наших дней шедевров Худека и Мемориальная церковь Мура.
Она вошла в историю города как «золотая церковь». Ее назвали так за интересный оптический эффект, который создавался позолоченными витражными стеклами– в солнечные дни казалось, что церковь светится изнутри. В 1930-е годы она была архитектурной доминантой Народной площади.
К сожалению, теперь церковь окружена высотными зданиями и света в нее проникает значительно меньше, поэтому золотого сияния сейчас не видно. Здание готического стиля имеет форму католического креста. Для Шанхая 1930-х церковь была очень большой – одновременно она могла вместить до 1.200 прихожан. В годы японской оккупации и второй мировой войны, несмотря на события в городе, церковь продолжала работать.
С приходом к власти Мао Цзэдуна храмы стали постепенно закрываться – строителям коммунизма религия не требовалась, да и основные прихожане-европейцы уезжали из Китая, где им были не очень-то рады. В годы культурной революции церковь упразднили, а ее помещение использовалось в качестве школы для девочек.
Удивительно, но в 1979 году городские власти снова открыли церковь. Неожиданное решение было продиктовано политическими причинами: в эпоху Дэн Сяопина Китай встал на путь сотрудничества с так называемыми «варварами». Результат смены курса мы можем видеть сейчас – китайская экономика является одной из самых быстро растущих в мире. В этом контексте возобновление работы церкви могло рассматриваться как приглашение потенциальных партнеров. Интересно, что одно время пастором в церкви Мура была женщина-китаянка.
Сейчас церковь – действующий католический храм, службы в нем проходят по субботам и воскресеньям. Вход сюда совершенно свободный, так что в рабочие часы можно зайти внутрь и осмотреть интерьеры.