Мы стоим у входа в храмовый комплекс Ангкор Ват. Это - одно из самых больших культовых сооружений в мире и уникальный памятник кхмерской цивилизации.
Его площадь – 2,5 квадратных километра. Площадь же всего Ангкора, который представляет собой комплекс священных городов и в состав которого входит храм Ангкор Ват – более 200 квадратных километров.
Одним из самых интересных моментов нашей экскурсии станут многочисленные барельефы, высеченные на стенах его строений. Их сюжеты – индуистские мифы и сказания. Индуизм был главной религией кхмеров, однако стал он таковой не сразу.
Первые упоминания о стране кхмеров встречаются в китайских хрониках и относятся к I веку нашей эры.
Как говорится в древней легенде, там, где сейчас расположена Камбоджа, плескалось великое море, и была страна, которой правил огромный змей о семи головах, Великий Нага. Однажды индийскому брахману Каундинье явился во сне его небесный покровитель, вручил ему волшебный лук и велел отправиться в странствие в далёкую страну нагов. Проснувшись, Каундинья нашёл у подножия священного дерева лук, сел на торговый корабль и отправился в далёкое путешествие. После многих дней пути ему повстречалась лодка, в которой находилась девушка неземной красоты. Это была Сома, дочь короля нагов. Каундинья влюбился в девушку, выстрелил в лодку из своего лука, и она последовала за ним. Однако избранница была обнажённой, это немного смутило Каундинью, и он обернул её в отрез шёлковой ткани. Потом они сыграли свадьбу, а Великий Нага выпил часть воды из своих владений, осушил землю и подарил её новобрачным. Так и появилась Фунань, первое государство кхмеров, а Каундинья стал её правителем.
Легенда эта глубоко аллегорична: Великий Нага — это Меконг, наносы которого постепенно образовали сушу, Каундинья символизирует культурное влияние Индии на Камбоджу, что мы постоянно будем отмечать в самом Анкгоре. Первой религией, пришедшей на смену языческим культам, был индуизм. Языком религиозного общения и власти вплоть до начала XVI века оставался санскрит — само слово Ангкор происходит от искажённого санскритского слова "нагари", что означает "город". Стены храмов Ангкора покрыты барельефами, изображающими индийские сказания и легенды. А сами храмы представляют собой изображение священной горы Меру, центра мироздания в индуизме.
До прихода религии из Индии здесь существовал культ гор. Они обожествлялись: считалось, что на их вершинах проживают особенно могущественные духи. Первые храмы строились на вершинах гор, но их здесь немного, и кхмеры стали сооружать искусственные холмы, превратившиеся со временем в храмы-пирамиды. Особенно мощный толчок это идея получила во время правления Джаявармана II в начале IX века и продолжила развиваться вплоть до середины XIII.
К началу IX века большая часть современной Камбоджи представляла отдельные разрозненные государства, воевавшие то между собой, то с внешними захватчиками. Все они, к тому же, находились в то время под контролем империи Шривиджайя, центром которой являлся остров Ява. В 802 году правитель Джаяварман II объявил о независимости своего государства, начал укреплять личную власть и расширять границы страны. Однако он столкнулся с определёнными трудностями, поскольку местное население по-прежнему считало его лишь наместником яванцев, но никак не королем, посланным богом. Тогда Джаяварман II обратился за советом к своим индийским советникам-брахманам, и в том же 802 году на вершине горы Кулен, что в 50 километрах от Ангкора, произошло посвящение короля в титул дева-раджи, бога-царя, или титул чакравартина, властителя Вселенной.
С тех пор король считался земным воплощением бога. А символами божественной власти стали храмы, которые начали строиться в невероятных количествах. Каждый правитель возводил как минимум три собственных храма: храм предков, храм культа дева-раджи и храм, где хранился знак божественного происхождения короля — лингам, символ мужского начала.
Как рассказывает легенда, во время прохождения обряда посвящения Джаявармана II в титул дева-раджи ему явился Шива, один из главных индуистских богов. В качестве знака передачи власти и подтверждения того, что правитель является его земным воплощением, бог подарил ему лингам, в виде которого Шиву чаще всего символически изображали. В честь этого события царь приказал отвести воды реки, протекающей на горе Кулен в сторону, и на дне этой реки в течение двух лет были высечены символы мужского начала, лингамы, и символы начала женского, йони, а потом вода потекла прежним путем и скрыла изображения. Но если подняться на вершину этой горы, то можно увидеть под водой на протяжении около пятисот метров по течению вырезанные на дне лингамы и йони. Река с тех пор носит имя "Тысяча Лингамов".