Название "Та Пром" переводится с кхмерского как "Предок Брахмы". Когда-то здесь находился маленький храм, который был посвящён этому индуисткому богу, потом он был перестроен в огромный буддийский монастырь, но название осталось. Иногда его ещё называют храмом Анджелины Джоли или Лары Крофт, поскольку именно на его территории происходили съёмки фильма "Лара Крофт. Расхитительница гробниц".
Построен храм был в конце XII века во время правления короля Джаявармана VII и был посвящён матери правителя. Как раз в этот период государственная религия империи поменялась с индуизма на буддизм направления Махаяна. Со сменой религии начался поиск новых архитектурных форм, и храмы-горы уступили место храмам-проекциям, расположенным на земле. Именно таков Та Пром: в нём много открытого пространства, нет лестниц и подъёмов. Фактически он представляет собой сложный лабиринт переходов, галерей, святилищ-прасатов и открытых площадок. Тем не менее, связь со священной индуистской горой Меру всё равно сохраняется: ближе к центру храма все выше и выше становятся стены и строения.
Весь этот лабиринт дорожек, ведущий к центру, представляет собой мандалу — эзотерический узор, используемый в буддийских и индуистских духовных практиках. Этот символ, в основе которого лежит круг, является моделью вселенной, картой космоса.
Храм Та Пром был посвящён матери короля Джаявармана VII, которую он считал своим духовным учителем и отождествлял с Праджнапарамитой, божественной матерью всех будд и богиней совершенства мудрости.
Во время освящения храмов закладывались специальные стеллы, на которых обычно писали, кто в храме жил и что в нём происходило. На стелле, найденной в храме Та Пром и датированной 1186 годом, есть следующие сведения. На территории храма проживало 12640 человек, среди которых было 18 верховных жрецов, 2740 священнослужителей, 2232 прислужника и 615 танцовщиц. Также храму принадлежало более двух тысяч деревень с общим населением около ста тысяч человек. Эти люди платили налог, на который храм содержался. Более того, во время правления Джаявармана VII в стране было построено 102 больницы, они тоже подчинялись храму, а средства, собираемые с деревень, распределялись, в том числе, и между этими больницами.
В момент освящения храму было подарено более пятисот килограммов золота, 35 алмазов, 40.620 жемчужин, 4.540 других драгоценных камней, 876 китайских покрывал, 523 зонта и 512 шёлковых кроватей, под которыми, судя по всему, понимаются гамаки, до сих пор очень популярные среди камбоджийцев. Сведения на стеле поражают своей детальностью: так, например, там говорится, что во время одного из праздников на территории храма было зажжено более 17.000 свечей.
Судя по этим данным, храм был не просто местом, где проходили обряды, но и настоящей сокровищницей. Так, перед началом работ по восстановлению павильона танцев, находящегося с восточной стороны, была найдена золотая корона массой чуть менее пяти килограммов. Хранится она сейчас в офисе компании, занимающейся сбором денег за билеты и обслуживанием территории Ангкора.
Писатель Олдос Хаксли как-то сказал о природе Камбоджи: "Кормите ее обильно, дайте ей сильные дозы тонизирующего тропического света, напоите ее тропическим дождем, и она выйдет из подчинения". Та Пром является одной из самой ярких иллюстраций этих слов: его умышленно оставили примерно таким, каким увидели Ангкор первые европейские исследователи в конце XIX века. Конечно, здесь была проведена расчистка территории, укрепительные и восстановительные работы, но это было сделано очень бережно, чтобы не нарушить уникальную атмосферу заброшенного священного города: деревья, растущие на камнях, обнимают строения так, что невозможно понять, где заканчивается одно и начинается другое. Когда-то деревья разрушили этот храм, а теперь они сохраняют его. Кстати, два основных вида, которые можно увидеть в Та Проме — это тетрамелесовые и хлопковые деревья.