Храм Байон был построен на рубеже XII и XIII веков величайшим правителем в истории Камбоджи, королём Джаяварманом VII. Личность этого человека поистине уникальна: он взошёл на престол довольно поздно, в возрасте около пятидесяти лет, но успел пробыть у власти тридцать восемь лет, и за это время в Камбодже было построено храмов больше, чем за все предшествующие времена. Большая часть строений, сохранившихся в современном Ангкоре, построены в эпоху правления этого короля. И одним из самых загадочных храмов, построенных в это время, является Байон - главный храм Джаявармана VII, сердце Ангкора.
Снаружи он кажется нагромождением серых камней, бесформенной глыбой, но это впечатление меняется, когда попадаешь внутрь. Чжоу Да-Гуань называет этот храм Золотой Башней, поскольку вся его вершина была отделана золотыми пластинами. Китайский историк рассказывает: "Золотая Башня отмечает центр царства и окружает её более двадцати каменных башен и, по меньшей мере, сто каменных палат". Он отмечает также, что все храмы были покрашены, чаще всего в красный, жёлтый и белый цвета. Местами следы этой краски сохранились.
Исследователи XIX и начала XX веков отмечали, что храмы Ангкора находились в очень плачевном состоянии. Тогда в Байоне каждый день происходили всё новые и новые обрушения: в иной день выпадало до шести каменных блоков. Весь прошлый век шли консервационные и реставрационные работы, которые продолжаются и сейчас.
Основным методом восстановления, который используется в Анкгоре, является анастилоз. Каждому блоку песчаника присваивается определённый номер, потом этот блок со всех сторон фотографируют, и все изображения заносят в единую базу данных. Потом компьютерная программа начинает анализировать остатки изображений, сколы, крепления и собирает всё это в единое целое, как некую мозаику. Поскольку у каждого блока есть номер и его определённое пространственное положение, необходимо собрать всё вместе уже в реальном мире. Если каких-либо каменных блоков не хватает - они были утеряны или разрушены, то делают вставки из современного песчаника, обрабатывая и стилизуя его. Такие блоки можно определить по их светлому оттенку. Но, песчаник достаточно хрупкий материал, быстро впитывающий влагу, поэтому проходит всего несколько лет, и разница между старыми и новыми блоками становится заметна только взгляду специалиста.
Однако восстановить храмы полностью методом анастилоза всё-таки не удаётся, и в некоторых случаях блоки песчаника приходится скреплять между собой, применяя бетонный раствор. В былые времена строители обходились без него.
Существует уменьшенная копия храма Байон, где специалисты отрабатывают тот или иной метод реставрации, и даже в работе с копией обойтись без аналогов бетона невозможно. Возникает вопрос, как же всё это было построено и сохранено до наших дней? Однозначного ответа на него нет.