Церковь Нигулисте, или Святого Николая – единственная талинский храм, который сегодня используется не по назначению, а работает как музей и концертный зал. Готическая Нигулисте высится на углу одноименной улицы и Рюйтли. Еще с XII века это строение использовалось немецкими купцами как сезонный торговый пункт – склад и даже биржу. Поэтому, по завершению строительства, церковь освятили в честь Святого Николая – покровителя купцов и моряков. В XV веке, в результате перестройки, она стала просторнее, обзавелась аркадами и восьмигранными колоннами с рельефными фигурами, внутри появился новый хор, а в южной части – капелла святого Антония, покровителя мясников.
Нигулисте уникальна еще и тем, что является единственной церковью Нижнего города, которая уцелела в результате реформаторских погромов в XVI веке. По легенде, когда остальные церкви города уже были разграблены протестантами, настоятель залил замочные скважины свинцом, и толпа не смогла прорваться внутрь. Так удалось сохранить церковные
реликвии и внутреннее убранство. Пережив смутное время Реформации католической церкви, Нигулисте сильно пострадала в результате бомбежки в 1944 году. Реставрационные работы заняли более 30 лет.
Сегодня здесь не идут службы. Нигулисте является филиалом Эстонского художественного музея, экспозиция которого посвящена церковному искусству от Средневековья до барокко. В музее представлены: алтари, гербы-эпитафии, надгробные плиты, статуи, а также изделия из серебра, принадлежавшие купеческим гильдиям. Одна из интереснейших вещей – чучело попугая первой половины XVI века с рубиновыми глазами. Это был переходящий приз средневековых стрелков в соревновании на меткость, которое так и называлось – «стрельба по попугаю».
В капелле Святого Антония прячется гордость музея и всего города – полотно конца XV века, известное как «Пляска смерти», работы любекского мастера Бернта Нотке. Историки предполагают, что изначально полотно достигало 30 метров в длину. Сейчас же от него осталась лишь часть – фрагмент с 13 фигурами. На картине изображена Смерть, ведущая за собой людей разных сословий от папы римского, короля, епископа до рыцаря и молодой дамы. Этот популярный в средние века мотив бренности бытия и равенства всех перед смертью. Под изображением текст на нижненемецком языке: «Смерть обвиняет и зазывает, смертные ноют и отнекиваются».
Помимо легендарной работы Нотке, еще одной гордостью музея является многостворчатый алтарь – ретабло, выполненный немцем Херманом Роде в XV веке. Полюбоваться работой мастера можно три раза в год – 6 декабря, 9 мая и 1 ноября, когда открывают двойные створки главного алтаря. Вашему взору предстают более сорока цветных статуй библейских персонажей, сделанных из дерева и богато украшенных золотом. Это один из крупнейших и лучше всего сохранившихся в мире створчатых алтарей северо-германской школы позднего средневековья.
В северной части церкви, в капелле Клодта, более века пролежала забытая всеми мумия герцога Карла Евгения де Круа. В конце жизни он поселился в Таллине, и погряз в таких крупных долгах, что после смерти, в 1702 году, кредиторы оставили его тело в качестве залога. Гроб отнесли в подвал Нигулисте, где, как позже выяснилось, содержалось большое количество селитры, благодаря чему труп мумифицировался. Тело де Круа пролежало там до начала XIX века, после чего его стали выставлять на всеобщее обозрение, как музейный экспонат. В 1870 году князь Волконский, бывший в тут пору губернатором, хотел было предать тело герцога земле, но средства на его погребение нашлись только в 1897 году.
Помимо богатых музейных экспонатов, Нигулисте обладает великолепной акустикой. Поэтому не стоит отказывать себе в удовольствии и посетить один из органных концертов, которые довольно часто проводят там по вечерам.
У выхода стоит обратить внимание на старейшее в городе дерево. Это липа, которая растет уже несколько веков у южной стены церкви.