Церковь "Лос Сантос Хуанес", то есть Святых Иоаннов, заслуживает внимания как одна из старейших в городе. Так же посвященный Иоанну Крестителю и Иоанну Евангелисту храм отличается уникальной архитектурой. За свою историю "Лос Сантос Хуанес" горел четыре раза, после чего заново отстраивался и декорировался согласно моде того времени. В результате церковь представляет собой причудливую смесь готики и барокко.
Как свидетельствуют архивные записи, первую церковь здесь построили в XIII веке. Возвели ее на месте мечети, используя некоторые части мусульманского храма. Сто лет спустя пожар вынудил заново перестроить верхнюю часть. Через некоторое время "Лос Сантос Хуанес" лишилась главного алтаря и внутреннего убранства. Самый разрушительный пожар произошел в 1592 году - тогда церковь фактически отстраивали заново. В результате, готической здесь осталась только одна стена, обращенная к площади. Здесь над дверью можно видеть большой круг, выложенный камнем. Историки так и не пришли к единому мнению по поводу этого архитектурного элемента. Некоторые полагают, что когда-то в круге находилась так называемая роза - характерное для фасадов католических церквей украшение в виде большого круглого окна с витражами. Большинство уверено, что роза была запланирована, но не завершена, поскольку у строителей не хватило денег на витражное окно столь грандиозных масштабов.
Сейчас в середине круга можно видеть лишь обычное небольшое оконце. Под ним расположился барельеф с изображением орла - символа Иоанна Богослова. Несколько ниже, прямо над дверью, находится изображение ягненка - символа Иоанна Крестителя. Рассмотрим колокольню. Она состоит из трех уровней, отлично отражающих историю строения. Нижний ярус имеет небольшую круглую розу - окно в виде цветка, характерное для готической архитектуры. Второй выполнен в стиле барокко, но крайне сдержанном - видно, что архитекторы пытались следовать заданному готическому образцу. И, наконец, на третьем уровне мастера себя не сдерживали. Тут барокко представлено в его чистом виде: арки с колоннами-пилястрами, балюстрада с навершиями в виде языков пламени, а над всем этим декоративным изобилием - фонарь с крестом и флюгером.
Верхняя часть стены, которая выходит на улицу Вьеха де ла Паха была построена в начале XVIII века. Здесь от готики остались только окна, но и они - реконструкция. Зато вычурное барочное оформление двери, над которой в нише можно видеть статую Девы Марии, оригинальное. Его сделали в XVIII веке.
Теперь повернем за угол церкви и рассмотрим ее главный фасад. Он выходит на Рыночную площадь - Плаза дель Меркадо . В центре фасада расположен барельеф, изображающий Деву Марию с младенцем в окружении ангелов и архангелов. Слева от него - дверь, посвященная Крестителю, справа - Богослову. Карниз стены украшен небольшой колокольней с часами, миниатюрными балконами, витыми колоннами и пилястрами. Слева от часов находится статуя Иоанна Крестителя, справа - Иоанна Богослова, под ними - фигура Агнца Божьего на книге, закрытой семью печатями - это символ Апокалипсиса. Под книгой два ангела держат щиты со знаками двух Иоаннов: ягненком и орлом. На самом верху видна сфера с флюгером в виде птицы. Это орел с чернильницей и пером в клюве. В Валенсии этот флюгер называют "Воробьем святого Иоанна". Как рассказывает одна из городских легенд, бедные родители часто приводили сюда своих голодных детей и наказывали следить за птицей: дескать, во рту она держит золотой шар. Они утверждали, что когда шар упадет, поймавший его, станет богатым, и больше никогда не будет голодать. Зачарованный ребенок не отрывал взгляд от флюгера, а родитель, отлучившись якобы по делам на рынок, исчезал навсегда. На плач оставленного малыша сбегался народ - эта площадь всегда была людной. Среди толпы, как правило, находился ремесленник, нуждавшийся в подмастерье, или бездетная семья, мечтавшая усыновить ребенка, или просто сердобольный горожанин, отводивший ребенка в приют.