Полное название этой церкви — Нуэстра Сеньора Дель Пилар и Сан-Лоренцо , то есть посвящена она Богородице Пилар и Святому Лаврентию — мученику эпохи Римской империи, которого одинаково почитают и католическая, и православная церковь. Нуэстра Сеньора дель Пилар можно перевести как Богородица-Столбница. Это популярное в Испании название церквей, отсылающее к преданию о явлении Богородицы одному из апостолов, Иакову Заведееву.
Согласно легенде, произошло это в 40 году в Испании, в Сарагосе , тогда — римском городе Цезарьавгуста , где апостол обращал в христианство местных язычников. Мария явилась Иакову во плоти, стоя на яшмовом столбе, и столб этот до сих пор хранится в главном хаме города, Базилике дель Пилар .
Валенсийская одноименная церковь стала главным храмом местного доминиканского монастыря, основанного торговцем книгами Бальтасаром Симоном де Вальтерра. Годы его жизни пришлись на середину XVI столетия. Книги в то время были редким и дорогим товаром, на них можно было хорошо заработать. Крестили его в той самой Базилике дель Пилар в Сарагосе, и перед смертью он завещал всё свое большое состояние доминиканцам — с тем, чтобы они основали монастырь в честь Богородицы-Столбницы здесь, в Валенсии. Могильный камень с дворянским гербом де Вальтерра до сих пор хранится в храме, на нем высечена благодарственная надпись и дата: 1618-й, год основания монастыря.
Церковь была возведена в XVII веке в стиле барокко, но пережила несколько реконструкций. Главный фасад ее, выходящей на площадь дель Пилар, был закончен уже в XVIII веке. По бокам этот вход украшают колонны, а над ними можно видеть нишу со статуей Девы Марии дель Пилар. Обратите внимание: Богородица стоит на столбе, на котором выгравирован доминиканский крест — это отсылка к названию церкви и ордену, основавшему монастырь. Под нишей сохранилась запись с годом завершения постройки храма — 1730-й.
Рядом с дверью с левой стороны можно видеть керамическое панно, изображающее Сан Висента Феррера, самого популярного местного святого. В стене есть три небольших окна, центральное украшено витражом, свет через который падает прямо на центральный неф церкви. Интерьер церкви богато отделан золотом, узорами с растительными мотивами, головками ангелов и прочими типичными элементами стиля барокко. 40-ка метровая колокольня справа от главного фасада, можно сказать, совсем новая — она была сооружена в начале XX века.
История доминиканского монастыря в целом оказалась более трагической, чем здания церкви. В начале XIX века, во время войны с Наполеоном, в монастыре размещался госпиталь, в котором лечили раненых испанцев. Когда Валенсию захватил французский генерал Суше, всех монахов депортировали во Францию, и они смогли вернуться домой лишь в 1816 году. Однако позже в Испании вышел указ о передаче церковных владений государству, и монахи вновь покинули свою обитель, теперь уже навсегда. Монастырь превратили в военный госпиталь, а в середине XX века его снесли, сохранив лишь церковь.
Впрочем, кое-что от древней обители все же осталось: в храме есть подземная часовня, где на протяжении веков хоронили монахов. Но вход для публики в часовню закрыт.