Терракотовое здание за памятником Шиллеру – Академия изобразительных искусств. Она была основана в конце XVII века придворным художником Леопольдом Петером Штруделем как аналог знаменитой академии Святого Луки в Риме и считается старейшей и уважаемой среднеевропейской школой искусств. Собственное здание у академии появилось почти через сто лет после основания. Поначалу занятия академии проходили в частном доме ее основателя, и позже преподаватели и студенты вынуждены были кочевать по разным помещениям.
В первой трети XVIII века по велению канцлера князя Венцеля Антона Кауница все направления искусства и ремесел объединяются под одной академической крышей. Даже ремесленники обязаны были защищать дипломную работу – выставлять свои творения на суд профессорской комиссии.
1872 год стал знаменательным в истории академии – она получила статус высшего учебного заведения. В академию записывается рекордное для того времени число студентов – более 200 человек.
Пять лет спустя для академии наконец-то был построен подобающий ее статусу дворец. Архитектор Теофил Хансен, профессор Венской академии изобразительных искусств, разрабатывает проект здания в стиле итальянского Ренессанса. Император, желая подчеркнуть значимость академии, заказывает богатую отделку фасада. Чтобы вписаться в заявленный бюджет, архитектор решает изготовить скульптуры богов и героев греческой истории на венском кирпичном заводе. Модели скульптур были созданы студентами академии из дешевого материала – терракоты – и занесены в каталог продукции завода. Взамен академия абсолютно бесплатно получила выставочные экземпляры, ныне украшающие фасад здания.
Посмотрите на центральный портал здания. Все в его оформлении как будто бы приглашает нас заглянуть в академию. С двух сторон от парадного входа мы видим скачущих на кентаврах ангелов, между ними – шесть колонн с фигурами, отлитыми студентами по античным образцам. Мы видим статуи Фидия и Перикла, оставивших заметный след в греческой истории. Крайняя левая фигура – Фидий – известный греческий скульптор, живший в V веке до нашей эры. Он изображен с головой Зевса и символизирует античное искусство. Перикл – крайняя правая фигура – правил в Афинах 15 лет и построил знаменитый Акрополь. Перикл был известен своим меценатством и являлся примером для императора Франца Иосифа I – "строителя" кольцевого бульвара. Эту параллель, вероятно, надо понимать так: Франц Иосиф – венский Перикл, который не только управлял государством, но и обустраивал, украшал имперскую столицу. Четыре статуи по центру портала символизируют архитектуру, скульптуру, живопись и гравюру.
В академии находится художественная галерея, состоящая не только из работ знаменитых выпускников. Ее основу составляет частная коллекция графа Антона Ламберга-Шпринценштeйна, подаренная академии с условием, что она будет доступна публике и будет носить имя дарителя. В картинной галерее можно увидеть полотна таких великих европейских мастеров, как Рубенс, Ван Дейк, Тициан, Боттичелли, Рембрандт и других. Жемчужина коллекции – картина "Страшный суд" Иеронима Босха, открывающая фантасмагорические представления средневекового художника о судьбе человечества. В уникальном гравюрном кабинете собрана одна из богатейших в Австрии коллекций графики. Живопись и графические работы служат незаменимыми учебными материалами для студентов. Среди профессоров академии в разные времена были такие именитые австрийские художники, как Пауль Трогер и Георг Вальдмюллер.
Культурные ценности Вены получили значительные повреждения во время Второй мировой войны. Может быть, этой войны и не случилось, если бы мечтавший стать художником Адольф Гитлер не провалил в юности вступительные экзамены в венскую Академию изобразительных искусств.