Зеркальное отражение здания Художественно-исторического музея – здание музея Естествознания. Пантеон науки, построенный из 16 миллионов кирпичей, был торжественно открыт в конце XIX века. Над главным входом читаем надпись: "Царству природы и его исследованию, император Франц Иосиф I".
Иконографическая программа фасада и интерьеров музея подчеркивает историческое развитие естествознания и зарождение Вселенной. На здании музея можно найти скульптуры-аллегории известных к тому времени четырех континентов, указывающие на то, что здесь собраны экспонаты со всего света. Так, например, женская фигура, держащая горящий факел, что слева от входа, символизирует Европу. Лира, свиток и палитра в ее руках указывают на достижения в искусстве и науке, которые в XIX столетии приписывали исключительно Европе. Видимо, поэтому Америка и Австралия представлены только дикими и полунагими аборигенами.
На куполе, как луч света, высится древнегреческий бог солнца, света и просвещения Гелиос. Над входом расположены статуи античных богов: Фосфор – символ рассвета, и Геспер – символ заката, близнецы Аполлон и Артемида. Справа – богиня утренней звезды Эос и Климена, дочь бога Океана.
Фасад здания разделен на три уровня. Первый уровень непосредственно над воротами представляет изобретения человечества: барометр, термометр, телескоп и другие. На втором уровне в нишах – фигуры первооткрывателей. На левом ризалите, то есть в верхней части здания, выступающей за основную линию фасада– Васко да Гама, открывший Индию, и первооткрыватель Америки - Кристофор Колумб. На правом ризалите – знаменитый мореплаватель Магеллан и Джеймс Кук, исследователь Тихого океана. Третий уровень посвящен ученым всех времен и народов, 34 фигуры которых располагаются на балюстраде. Знаменитый ботаник Николаус Йозеф Фрайхерр фон Жакен изображен в пышном парике первым на правом ризалите. В середине 18-го века по поручению императора Франца Стефана Первого он предпринял первую австрийскую научную экспедицию в Южную Америку, чтобы приобрести новые растения для императорских садов.
Уникальная коллекция современного музея Естествознания зародилась в середине XVIII века, когда увлекающийся науками император Франц Стефан I купил частную коллекцию ученого из Флореции Иоганна Риттера фон Байллу. Она состояла из 30 тысяч объектов, собранных по научным критериям. Это были ископаемые, улитки, ракушки и кораллы, ценные минералы и камни. После смерти императора его дело продолжила супруга Мария Терезия, а затем и другие Габсбурги. По их велению в дальние страны отправлялись специальные экспедиции, чтобы пополнить музейное собрание, которое находилось первоначально во дворце Хофбург, официальной резиденции Габсбургов.
Сегодня это - богатейший в Европе музей. Здесь есть, например, институт исследования пещер и зал камней-самоцветов, где хранится букет из тысяч алмазов, заказанный для любимого супруга Франца Стефана императрицей Марией Терезией. Но, пожалуй, самый знаменитый музейный экспонат – древнейший символ плодородия Венера Виллендорфская, найденная в начале XX века близ австрийской деревни Виллендорф. Статуэтка дородной дамы высотой всего 11 сантиметров сделана из известняка в эпоху позднего палеолита и потому имеет очень почтенный возраст – 25 тысяч лет. Менее известна другая найденная гораздо позже статуэтка Венера Гальгенбергcкая, также представленная в этом музее. Зато она - на 7 тысяч лет старше, чем находка из Виллендорфа.
Если Вы планируете экскурсию по музею Естествознания – рекомендуем выделить для этого минимум полдня.