Памятник немецкому писателю и драматургу Готтхольду Эфраиму Лессингу стоит на Еврейской площади города не случайно. Он вошел в историю как человек, который уже в столетии проповедовал идеи толерантности, терпимости к людям всех религий.
Судьба Лессинга — непростая. Он изучал теологию и медицину, писал рецензии в газеты и журналы, как библиотекарь и архивариус имел доступ к оригинальным документам и трудам философов всех времен, работал театральным критиком в национальном театре города Гамбурга. Его карьера достаточно успешна, но в личной жизни он пережил крах: сын писателя умер сразу при рождении, а через три недели он потерял и жену. Все это происходило в тот момент, когда Лессинг заканчивал работу над книгой "Натан Мудрый".
"Натан Мудрый" — самое известное произведение писателя. В нем повествуется об отце трех сыновей, обладателе некоего кольца, которое, как считали сыновья, он отдаст одному из них. Сыновья ссорятся, доказывают друг другу первенство, ведут горячие споры, у кого из них больше прав на отцовское кольцо. В финале отец призывает детей прекратить раздоры, ибо кольцо это символизирует истину и принадлежит в равной степени всем им. Произведение считается классикой немецкой литературы и входит в современную программу обязательного обучения детей в последних классах гимназий. Театральную постановку можно видеть ежегодно на сцене Венского драматического театра "Бургтеатр".
Многие литературные критики уверены, что три сына в произведении Лессинга олицетворяли основные религии, существовавшие в Европе на тот момент. Сам же отец, древний и мудрый — воплощение иудаизма. В пользу этой теории говорит дружба автора книги с Моиссем Мендельсоном, известным философом и просветителем того времени. Мендельсон написал множество трудов о толерантности и веротерпимости. Известно, что когда один из его оппонентов предложил ему либо доказать ошибочность христианства, либо отказаться от иудаизма и принять крещение, Мендельсон ответил на эту провокацию так тонко и иронично, что его оппонент вынужден был публично извиниться.
Памятник человеку, проповедовавшему столь мягкое отношение ко всем религиям, по понятным причинам не мог прийтись по вкусу национал-социалистам. Его снесли в 1935 году и в торжественной обстановке переплавили. После Второй мировой войны для страны наступили сложные времена. Десять лет, с 1945 по 1955 год, Австрии как самостоятельного государства не существовало. Вся она была поделена на оккупационные зоны между странами-победительницами: СССР, США, Англией, Францией. Поэтому долгое время вопрос о восстановлении этого памятника, как и многого другого, даже не вставал. Лишь после подписания договора о независимости Австрийской республики, весной 1955 года, страна начала возрождаться. И в 1968 году по проекту художника и скульптора Зигфрида Шару был воздвигнут этот памятник.