Собор Святого Стефана — не только центр города Вены, но и самый большой католический собор в современной Австрии. Его начали строить очень давно, еще в XII столетии. Правда, тогда по-настоящему высокие здания возводить не умели, в архитектуре царил стиль романтика, предполагавший здания с массивными и прочными стенами, на которые опиралась крыша. А в XIV веке в Европу пришла изящная готика — акцент в таких сооружениях делался не на стены, а на колонны, пустоты между которыми заполняли разноцветные витражи. Это - не только красиво, но и функционально. Солнечный свет, благодаря витражам проникал во внутренние помещения и освещал собор, ведь электричество появилось гораздо позднее. И венцы, по приказу тогдашнего императора Рудольфа IV, начали перестраивать собор. Строительство затянулось почти на полтора века. За это время сменились не только несколько поколений правителей, но и политическая и экономическая обстановка — Европе к началу XVI века угрожали победоносные войска Османской империи. Последняя кладка камней на Северной башне собора датируется 1511 годом, а в 1529 году войска турецкого визиря впервые взяли Вену в кольцо осады. Собор продолжали строить, но уже не так споро, денег в казне не было, приходилось даже идти на некоторые уловки. Так, например, Северная башня собора, которую так до конца и не достроили, до сих пор стоит на "биологическом" фундаменте. Что это значит? Просто при закладке башни связующий раствор для фундамента, из экономии, решили делать из молодого закисшего вина и яиц. Так выходило дешевле. Удивительно, но башня стоит и по сей день.
В средние века входов в собор было целых три. Через Северную башню входили женщины, через Южную — мужчины. Главные ворота, которые теперь единственные и открыты для всех, предназначались только для высшего духовенства и знатных горожан. Перед женским входом, с левой стороны прямо в камень вбит металлический рычаг. Его назначение, на первый взгляд, не очень понятно. А между тем, не стоит забывать вот о чём. В те времена, как мы знаем, каждый монастырь имел право собственной юрисдикции. На практике это значило, что любой беглый преступник, пытаясь избежать справедливого наказания, мог спрятаться в стенах монастыря. Пока беглец находился там, он был под защитой святой церкви, и преследователи не могли его настичь. Монастырь, разумеется, использовал этих людей на самой тяжелой работе, они становились так называемыми "трудниками" и, по сути, добровольными заключенными. Таким же правом — защищать беглых преступников — обладал и собор! Правда, забора вокруг не было, значит, не было и границы, за которой беглец оказывался в безопасности. В здание же собора можно было войти только с разрешения архиепископа Вены. Вот поэтому и вмонтировали в стену этот рычаг: беглец должен был схватиться за него, и пока он держался, он был под защитой святой церкви и Собора Святого Стефана.