В центре Вены есть множество тихих уголков и переулков, таящих в себе удивительные сюрпризы. Один из них — церковь Мария ам Гештаде. Узкое, будто тянущееся вверх здание белого камня поражает чистотой и изяществом своих линий. Над главным фасадом церкви можно увидеть каменный балдахин, созданный в XV веке, но дверь под ним почти всегда закрыта. Попасть внутрь можно только через боковой проход, справа от главного фасада. Эту церковь по праву называют произведением искусства, шедевром средневековой готики. Первое упоминание о ней датируется IX веком нашей эры, правда, в то время церковь выглядела иначе и была всего лишь небольшой капеллой. Ее перестроили в XIII веке в романском стиле, и чуть позже, в XIV столетии — в готическом.
Но во все времена, независимо от размеров церкви, у нее была высокая башня, настолько высокая, насколько позволяла строить инженерная мысль того времени. И это объяснимо. Хоть мы сейчас и не видим поблизости Дуная и его притоков, но до недавнего времени, до середины XIX века, воды Дуная подступали почти к стенам церкви. Лишь после регулирования Дунайского канала, самого крупного рукава Дуная, опасность затопления этого берега и самой церкви исчезла. Но до этого момента башня церкви Мария ам Гештаде была ориентиром, маяком для всех судов, которые подходили к Вене по Дунаю. Ее было видно издалека, ведь высота самой башни, была почти вдвое больше, чем высота здания церкви - 56 метров, тогда как сама церковь всего 33 метра. Да и само название говорит о цели постройки: по одной из версий, "ам Гештаде" — это измененное "ам Штиге", что означает на вершине лестницы. Когда-то явно существовала и лестница, по которой можно было, сойдя на берег, подняться к церкви.
История этой церкви непроста и даже отчасти драматична. Стоящая не в центре города, а на берегу притока Дуная, омываемая речными водами, она всегда была предметом особой заботы горожан и венского бургомистра. В то время как герцоги и императоры заботились о судьбе самого главного собора в Вене — собора святого Штефана, сами горожане заботились именно об этой церкви, зная, что она не только храм Божий, но и важный ориентир для всех, кто приходит в город водным путем.
Церковь строили на деньги горожан, расширяя и удлиняя ее по мере необходимости. Но в конце XVIII века император-реформатор Иозеф II разрешил использовать церковь в качестве армейских конюшен. Иозеф II находился в оппозиции к католической церкви, стремился лишить ее привилегий и богатств, в которых она, по мнению императора, не нуждалась, и как итог — пострадала Мария ам Гештаде. После смерти императора церковь хотели снести, но тогдашний бургомистр схитрил, сослался на то, что денег на снос здания в казне нет, и церковь оставили. А в начале XIX века ее передали одному из орденов католической церкви — ордену редемптористов, мужскому монашескому ордену, появившемуся в начале XVIII века, которому она принадлежит и сегодня.