Внутренний двор бывшего монастыря

Если пройтись по крохотному переулку Йоханнесгассе, можно обнаружить в доме №15 вход в чудесный маленький дворик, о существовании которого мало кто подозревает. Хотя даже фасад этого дома выглядит многообещающим – на нем, согласно католическому догмату о непорочности зачатия Девы Марии, изображена Мадонна Иммакулата. Ворота, ведущие во внутренний дворик, днем всегда открыты. Здесь в летний жаркий полдень можно найти убежище от зноя. Солнца летом в Вене много, средняя температура в июле-августе колеблется на отметке плюс 30-33 градуса. Прохладу в этом дворике обещает и небольшой фонтан, украшенный скульптурой "Вдова из Сарепта". Фигура была изготовлена по эскизу Франца Ксавьера Мессершмидта - скульптора, который благодаря своим талантам был принят и любим при дворе императоров. В XVIII веке работы Мессершмидта пользовались большой популярностью, он создал множество скульптурных изображений, в том числе бронзовые статуи императора и императрицы, а также бюст императорского медика, голландца Герхарда ван Свитена. Но, впоследствии ваятель сошел с ума и был помещен на пожизненное содержание в один из монастырей. Время, проведенное там, пошло скульптору на пользу - он создал коллекцию так называемых "характерных голов" - небольших бюстов самых разных людей, изображенных в моменты проявления ими сильных эмоций. Мимика передана им несколько гипертрофировано, отчего получились карикатурные, но точные бюсты "хитрого человека", "удивления", "гнева" и многие другие. Сейчас большую часть этих работ Мессершмидта можно увидеть в галерее Бельведер, в Вене. Интерес художника к точной передаче выражений человеческого лица проявляется и в скульптуре фонтана "Вдова из Сарепта": красивая, но печальная женщина склонилась с кувшином над водой, а маленькие ангелочки, сидящие у ее ног, подают ей сосуды для воды, сочувственно глядя на нее. Это - сцена из библейского Ветхого завета, книги царств, где рассказывается о бедной женщине, вдове, у которой не было денег и ее сыновей за долги хотели забрать в рабство. Все что у нее оставалось – сосуд с елеем. Но случилось чудо и дано ей было из одного этого сосуда наполнить множество других. Она продала елей и стала богата. Выбор сюжета не случаен. Дело в том, что в этом здании долгое время находился вдовий дом, где жили овдовевшие женщины аристократического происхождения. Начало пристанищу положила Мария Терезия Антония фон Савоен - Кардигнан, которая овдовев, купила этот дом и основала в нем приют для вдов-аристократок. Вдовий дом существует и поныне, финансируется и поддерживается на средства семьи Лихтенштейн, правда, живут там уже не только дворянки. Последним регентом этого дома была представительница древнейшего аристократического рода, существующего с XIII столетия - графиня Каролина Фюнфкирхен, которая скончалась 8 июля 1980 года.