Площадь "Новый рынок" сформировалась еще в средние века. Сюда приходили торговцы, ремесленники, здесь же можно было найти поденную работу или снять жилье. На площади давали представления бродячие музыканты. А в XVIII веке, из-за удобного расположения вблизи зимнего дворца Хофбург, здесь устраивали небывалые забавы – катания на санках членов императорского двора. Случалось, правда, что зимы выпадали бедные снегом, таков уж венский климат, но и это было решаемо – с горных склонов снег привозили специально для забав монархов. Тогда же, в XVIII столетии, всех остальных продавцов вытеснили с площади самые, пожалуй, состоятельные купцы – торговцы мукой, отчего место долгое время называлось "мучным рынком". Публика эта была состоятельной настолько, что смогла позволить себе не просто фонтан в центре площади, а самое настоящее произведение искусства, созданное по их заказу скульптором Рафаэлем Доннером. Этот художник считается мастером аллегорий, он - скульптор-монументалист. Творения Доннера во все времена ценились высоко, ведь он был одним из первых скульпторов, кто не брал за образец Италию. Он даже там никогда не был, а создавал свои работы, опираясь на наблюдения за природой и приближая таким образом их к реальности.
Популярный во всей Европе Рафаэль Доннер получил лишь два заказа на фонтаны в Вене. Ведь здешний климат не нуждался в искусственных источниках воды, как, например, это было в Италии. Венские фонтаны всего лишь дань моде. Так, в центре "Нового рынка" появляется фонтан "Провиденция". Четыре фигуры, сидящие по краям, символизируют реки, водные пути, по которым доставляли хлеб и муку во все уголки монархии. Прекрасный юноша – река Траун, умудренный жизнью старик – Эннс, две женских фигуры – реки Марх и Иббс. В центре – изваяние самой "Провиденции", то есть "провидения", промысла Божия. Все эти скульптуры, задуманные Доннером, были отлиты из свинца, но сейчас их можно увидеть только в музее Бельведер, в Вене. Дело в том, что фигуры, символизирующие реки, впрочем, как и сама Провиденция были задуманы и созданы автором либо полностью, либо частично обнаженными. Правившая в XVIII веке императрица Мария-Терезия, поборница строгих нравов, возмутилась тем, что в центре города, на площади, где торгуют хлебом – фонтан украшен абсолютно реалистичными и обнаженными фигурами! Она посчитала, что это будет смущать умы простых горожан и толкать их на путь греха. "Убрать!" – таков был приказ. И фигуры поместили в императорский Цейхгауз, где собирали металлический лом для возможной дальнейшей переплавки. Спустя почти полтора столетия, молодой студент венской Академии Изобразительных Искусств отправился в Цейхгауз, чтобы найти подходящий лом для своего творения и обнаружил там скульптуры, авторство которых, без сомнения, принадлежало Рафаэлю Доннеру! Фигуры, правда, возвращать фонтану не стали, из уважения к воле покойной императрицы, а поместили их в музей. То, что мы видим сейчас на площади – их почти точные копии. "Почти точные" они потому, что их задрапировали, закрыли накидками и задекорировали так, чтобы они, как и хотела Мария-Терезия, не смущали своей абсолютной наготой умы простых горожан.