Найти эту скромную по размерам и, к тому же, спрятанную от сторонних глаз капеллу не так-то просто. Ее апсида выходит в узкий, окруженный со всех сторон стенами и лишенный солнечного света двор. Это домашняя, интимная капелла, предназначенная только для членов августейшей фамилии. Все шесть с половиной веков правления династии Габсбург представители этой семьи, за редким исключением, отличались редкой набожностью и верностью традициям. Поэтому каждое утро и вечер в капелле проходила служба, на которой присутствовали члены семьи. Для совершения богослужений императоры никогда не ходили в общественные храмы, за исключением крупных католических праздников, а передвигаясь по внутренним коридорам дворца, попадали в такие домашние капеллы. Возможно, что именно эта набожность и была одной из причин, по которой австрийская история не может "похвастать" обилием отравлений или заговоров. Дипломатия или честное сражение на поле боя – вот истинные орудия в руках монархов. А правившая в XVIII веке императрица Мария-Терезия добавила к этим инструментам милосердие и сострадание. По ее приказу с городских улиц забирали мальчиков-сирот, давали им крышу над головой, одежду, еду и работу! Именно в этой капелле и именно из таких детей родился хор, который знаком многим и уже давно стал визитной карточкой города – Венский хор мальчиков. Они пели для монархов во время церковной службы, а, как только подрастали, и их голос "ломался", детей отдавали в обучение ремесленникам. Этот хор и сегодня существует, правда, количество хористов выросло до такой степени, что разместить их в этом дворце нет никакой возможности. Поэтому теперь они живут и учатся во дворце Аугартен, во втором районе Вены, за Дунайским каналом. В хор берут не только мальчиков-сирот, но и всех желающих. Обучение организовано по принципу интерната и большую часть времени дети гастролируют. Но, в память о том, где появился хор, в этой капелле мальчики поют один-два раза в месяц. Стоимость билетов на эти выступления настолько невысока, что желающих всегда много, поэтому, советуем тем, хочет посетить эту службу, позаботиться о покупке билетов заранее. Возвращаясь к самой капелле, нельзя не упомянуть еще одну причину, по которой она так надежна спрятана. После Марии-Терезии на трон взошел ее старший сын – император Йозеф II, который был противником церкви. Он считал себя реформатором и был уверен, что религия слепа и бездумна, и единственный путь современного человека – просвещение. Он распорядился уничтожить более половины монастырей и церквей на территории страны по одной только причине – они не приносили пользу обществу. Император заставил священников скинуть с себя дорогие, шитые золотом и серебром облачения и надеть сделанные из кожи хламиды, ибо истинный духовник должен был, по его мнению, придерживаться принципа апостольской бедности. А для народа он создал новый храм – науки. Это - расположенная на соседней площади Национальная библиотека, которая во времена Йозефа II была, разумеется, императорской. Этот новый храм должен был затмить все, что существовало до него, поэтому при возведении не считались с окружающими постройками. Но,нужно отдать должное императору: он не решился уничтожить капеллу, видимо, из уважения к покойной матушке, но скрыл ее за стеной библиотеки. И теперь найти капеллу можно, только зная точно, где нужно искать.