Альбертина

Розово-серый дворец с пристройкой и фонтаном – галерея Альбертина. Здесь хранится самое большое собрание графики в Европе. Карандашные рисунки, наброски, эскизы – в общей сложности более 9000 произведений. Эта галерея славится также и тем, что ее руководству удалось убедить хозяев частных галерей, что уровень безопасности и условия хранения полотен действительно хороши. Поэтому в музее постоянно проводятся временные выставки, на которых можно увидеть поистине уникальные вещи из частных коллекций, многие из которых долгое время считались утраченными. Есть и постоянная экспозиция, принадлежащая адвокату и коллекционеру Херберту Батлинер. Его собрание картин очень разнообразно, в нем есть импрессионисты, экспрессионисты, русские символисты, пуантилисты и так далее.
Но, все-таки, графика по-прежнему составляет главную часть экспозиции галереи. Альбертина может похвастать, например, рисунками Микеланжело, Леонардо да Винчи, Петера Пауля Рубенса, Рембрандта и, конечно, самого известного средневекового графика Альбрехта Дюрера. Здесь хранятся его всемирно известные работы "Руки молящегося" и "Заяц". Не случайно галерея располагается в здании дворца. Свое начало собрание этого музея берет от частной коллекции, составителю которой она обязана своим именем. Герцог Альберт фон Заксен-Тешен, живший в XVIII веке, был удостоен большой чести быть влюбленным в императорскую дочь, Марию-Кристину и быть обласканным ее взаимностью.Но, как говорится, судьба много счастья в одну корзину не кладет: первые роды юной герцогини закончились печально. Ее новорожденная дочь прожила меньше суток, а Мария-Кристина, едва оправившись от родов, узнала о том, что стала бесплодной. Но эта трагедия не разрушила любовь супругов, они еще больше сблизились, создавая свое бессмертное детище – коллекцию нынешней Альбертины. Много лет они рассылали гонцов по всей Европе, получая в дар, покупая и выменивая рисунки и гравюры. Поначалу, для размещения этого собрания хватало дворцовой пристройки, которую мы и сегодня можем видеть на площади. Ее украшает фонтан со скульптурной группой "Дунай обнимает Виндобону". Аллегория совершенно прозрачна – если мы посмотрим на Вену с высоты птичьего полета, то увидим, что дунайские воды действительно огибают ее,будто бы обнимая. Ведь Виндобона – не что иное, как древнее название римского военного лагеря, который стоял на месте города, искаженное название которого и превратилось впоследствии в Вену. При этом Дунай изображен как древний, с окладистой бородой старик, а Вена, как юная и прекрасная дева. Это оформление дворцовой пристройки, правда, появилось несколько позже, чем сам дворец, в XIX веке. Тогда же возник фонтан и полудетские фигуры в боковых нишах – символические изображения австрийских рек. Тем же временем датируется и появление конной статуи на крыше пристройки – в роли блестящего военачальника выступает эрцгерцог Альберт – внук того герцога Альберта, который построил дворец и собрал коллекцию. Последний раз во внешний облик галереи внесли изменения в 2003 году, когда по проекту архитектора Ханса Холяйна на здании построили так называемое "крыло Соравия", вызывающее до сих пор дискуссии и сомнения по поводу его целесообразности и художественной ценности