Среди городских достопримечательностей особое место занимает памятник композитору Иоганну Штраусу. С момента установки в 1921 году в городском парке он стал визитной карточкой города и местом, которое просто обязаны почтить своим вниманием все гости Вены. Проект памятника принадлежит скульптору Эдмунду Хельмеру, который незадолго до этого, в 1900 году, создал памятник немецкому поэту Гёте, установленный на Рингштрассе.
Многие называют Штрауса "золотым". Памятник, конечно, не золотой, а позолоченный — покрыт тонким, буквально в несколько микрон, слоем тончайшей позолоты. Последнюю, надо заметить, приходится регулярно, с периодичностью в несколько лет, подновлять. Ведь далеко не всем туристам достаточно сфотографироваться на фоне памятника, большинство норовит обнять "короля вальса", повиснуть у него на локте, припасть к ногам. В итоге позолота истончается, обнажая бронзу, и требует замены.
Каждый новый календарный год начинается в стране с того, что на башне самого большого в Австрии собора — собора святого Штефана — бьет двенадцать ударов колокол Пуммерин, возвещая начало календарного года, а затем по двум государственным телевизионным каналам звучит не национальный гимн, а народный — Венский вальс Штрауса. Его не зря называют "королем вальсов" — Штраус сочинил более 200 вальсов, оперетт и танцевальных композиций. Среди самых известных -безусловно "Летучая мышь", "Голубой Дунай", "Цыганский барон", "Сказки Венского леса", "Императорский вальс", "Восточная сказка". Такая музыкальная плодовитость удивительна. Вопреки расхожему мнению о том, что "природа отдыхает на детях гениев", Штраус был, скорее, иллюстрацией к другой прописной истине: "Ученик всегда превосходит своего учителя" и еще при жизни затмил своей популярностью собственного отца — также Иоганна Штрауса. Их так и называют: Иоганн Штраус — отец, и Иоганн Штраус — сын.
Отец Штраус — родоначальник целой музыкальной династии композиторов и дирижеров, автор известного всем "Марша Радецкого", "Салонной польки", "Китайского галопа" и, разумеется, "Дунайских песен" — со своим талантливым сыном был не в ладу. Известно, что он очень ревниво относился к своей славе и почету, поэтому, обнаружив в сыне талант, разбил его скрипку и приказал учиться на счетовода. В тайне от собственного родителя будущий "король вальсов" оттачивал свое умение играть на скрипке, тайно же подал прошение в императорскую канцелярию о получении лицензии на право дирижировать оркестром. Когда скрывать растущую известность Штрауса-сына было уже невозможно и правда вышла наружу, отец впал в ярость и начал самую настоящую войну: оплачивал специально нанятых людей, которые освистывали произведения сына, скупал билеты на его концерты, и тогда представления шли в наполовину пустом зале. Все эти меры не воспрепятствовали популярности сына, но окончательно расстроили отношения в семье. Итог печален: два композитора, отец и сын, не помирились даже перед смертью.