Фасад дворца Шёнбрунн

Главный, жилой корпус дворца сложно с чем-то перепутать: сразу видно, что именно здесь располагались покои императорской семьи. Он отличается внушительным размером, центральным положением и, конечно же, архитектурой. Это основа архитектурного ансамбля дворца: ряды больших окон, закрытых деревянными ставнями, широкий балкон на втором этаже, к которому с двух сторон ведут слегка изогнутые лестницы, полуколонны и часы на фасаде, все это говорит о размахе и основательности.
Кстати, то, что мы привыкли называть "вторым этажом", в немецком языке считается "первым". А то, что мы называем первым этажом зовется "зрдгешосс", то есть "этаж на уровне земли". Традиция эта берет начало во времена империй, когда считалось, что знатные люди не должны жить как простолюдины - "на земле". Так что первый этаж никогда не заселялся, его использовали как подъезд. Поэтому в самом центре первого этажа можно обнаружить ворота, да непростые, а достаточно широкие для того, чтобы в них могла въехать карета. Проведите мысленно прямую линию от главных ворот к дворцу, и вы увидите всю гениальность замысла. В дождливую погоду посетитель дворца мог въехать на своей карете прямо в помещение и оттуда, не замочив наряда, по внутренней лестнице попасть в жилые покои. Или же, миновав площадь, оставить свой транспорт на попечение прислуги и пройти сквозь дворец в парк, находящийся за ним.
Трудно в это поверить, но до XVI века на этом месте не было дворца, парка, и даже самого названия "Шёнбрунн". В 1569 году один из представителей династии Габсбург – Максимиллиан II купил земельный участок непроходимого леса, как перспективные охотничьи угодья. Согласно договору о покупке, здесь были "дом, мельница, конюшня и сад". Названия эта местность не имела, в договоре были очерчены только границы.
И только спустя почти полстолетия уже другой представитель славного семейства – император Маттиас, охотившийся здесь, нечаянным образом обнаружил в лесу источник чистейшей воды и воскликнул: "О, прекрасный источник!" Подхваченное прислугой и приближенными эмоциональное высказывание императора, стало названием всей местности. Кстати, сам источник можно и теперь найти в парке. Несмотря на такую чудесную находку, охотничий дом, вместе с садом и конюшнями долгое время никто не перестраивал и почти сто лет его использовали как вдовью резиденцию для женщин – членов императорской семьи.
В начале XVIII века началась эпоха расцвета Шёнбрунна. Опустевший к этому моменту охотничий дом начал переделывать во дворец последний чистокровный представитель рода Габсбург – император Карл VI. Он постоянно вел разорительные войны, поэтому испытывал финансовые затруднения и достроить дворец не смог. Так, недостроенным, и подарил своей любимой, старшей дочери – императрице Марии-Терезии. После смерти отца она взялась за дело и, к середине XVIII века появился дворец, построенный по проекту архитектора Николауса Пакасси. К концу столетия это был уже целый комплекс, состоящий не только из дворца, но и многочисленных хозяйственных построек, парка и даже театра. Почти все из них можно увидеть и теперь.